Петербург реализует программу развития беспилотной авиации. Она действует ближайшие шесть лет, до 2030 года. Сегодня программа в Северной столице реализуется с помощью 54 резидентов «Технопарк Санкт-Петербурга». Со слов Олега Якимова, генерального директора Технопарка, в числе резидентов есть как производители БАС, так и разработчики, а также вузы, которые взяли на себя задачу по подготовке кадров, способных управлять беспилотными летательными аппаратами. Пока их в России ничтожно малое число.
Выступающие подчеркивают, БАС – это мирные технологии. Они востребованы как в сельском и лесном хозяйстве, так и в работе МЧС, в регионах присутствия нефтегазовых компаний. Беспилотные технологии крайне востребованы также в сфере авиагрузоперевозок. Они могут доставлять грузы из складов в отдаленные участки, а также доставлять грузы и не стоять в огромных пробках на дорогах. Ладно грузы, БАС намерены поставить на службу медицине: в России разработан беспилотный вертолет. Он способен оказывать услуги на рынке логистики и авиадоставки грузов, но наиболее востребован он в санитарной авиации. Заявлено, беспилотный вертолет может доставлять пострадавших в ДТП. Но внедрение его в жизнь тормозят нормативы, которые действуют в России. Евгений Сиваев, заместитель директора научно-производственного комплекса беспилотных авиационных и морских систем АО НПП «Радар ммс», говорит также о кросс-функциональных и коммерческих барьерах. С его слов, у БАС пока еще недостаточный уровень безопасности: на большинстве беспилотников отсутствуют системы спасения, кроме того, отсутствует взаимодействие между пилотируемой авиацией и системами детекторов. Более того, перед отраслью стоит задача по созданию посадочных площадок.
Андрей Ушаков, начальник отдела нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга России, утверждает, в России уже началась разработка национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Проект призван помочь созданию в России отрасли беспилотной авиации – предусмотрены направления от разработки компонентов до обустройства наземной инфраструктуры.
«Глобальный вызов – создание отечественных беспилотников для отечественного рынка. К 2030 году рынок должен вырасти почти вдвое, доля российских аппаратов на рынке страны должна превысить 70%», – отметил спикер.
В этом году стартовали меры поддержки отрасли: сквозные НИОКРы, меры поддержки спроса на отечественные беспилотные авиасистемы, субсидии для регионов, добавил Ушаков. С его слов, самыми востребованными мерами по итогам года стали сквозные НИОКРы на разработку и сертификацию.
Будущее БАС
И в будущем году, по прогнозу Вадима Медведева, генерального директора Фонда НТИ, отраслевые возможности для производителей и разработчиков техники только усилятся.
«Мы увидим кооперацию предприятий: ты как поставщик сертифицированной части техники понимаешь, кому и что можешь поставлять. Сегодня нужно делать акценты на специализации в регионах в рамках научно-производственных центров. Сегодня таких центров уже 12», – отметил В. Медведев.
За последние два года развитие получили целый ряд компаний, специализирующихся на производстве и разработке БАС. Но интеграции БАС в единое воздушное пространство пока не получилось. Выход в «цифровое небо» разрабатывают как в Минпромторге, так и в Росавиации, ситуацию прокомментировал ректор Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций Руслан Киричек.
«Национальная технологическая инициатива и Глонасс разрабатывают концепцию цифрового неба, Минцифры России в 2023 году инициировало Стратегию развития отрасли связи до 2035 года, согласно которой в стране должна появиться гибридная орбитально-наземная сеть связи со всеми объектами цифрового неба. Ключевой вопрос – как всех объединить, это большая сложная задача», – отметил эксперт.
Решению задачи может способствовать модем БПСИ-2, добавил он. Вес его – 75 г, он автономно крепится на беспилотник и каждые 5 секунд отправляет идентификатор. Ректор СПбГУТ представил систему идентификации цифровых объектов DOA, которая позволяет идентифицировать все метаданные и уже рекомендована Минцифре и Минтрансу России.