По информации пресс-службы ВОИ, самым главным камнем преткновения стало то, что новый проект приказа не определяет норму, согласно которой перевозчики при закупке транспортных средств сделают их доступными для маломобильных граждан. Вместо этого предложен ряд иных мер, но в ВОИ считают, что они только ухудшат положение инвалидов.
Например, по заявлению представителей ВОИ, в Минтрансе предложили поделить транспорт на «общий» и «предназначенный исключительно для перевозок инвалидов или для перевозки пассажиров с возможностью перевозки инвалидов». В организации данную формулировку расценили как разделение транспорта на «доступный» и «недоступный», что полностью нарушает нормы, прописанные в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В тексте проекта обозначено, что перевозка возможна как в специальных транспортных средствах, так и в остальных, но в документах полностью упускается пункт о правилах перевозки пассажира и багажа без взимания дополнительной платы.
«Предполагается, что перевозка инвалида в собственном кресле-коляске возможна только в специальных транспортных средствах, при этом в остальном транспорте перевозка происходит без кресла-коляски, но никаких гарантий о том, что она отправится в багаж, нет», – пояснили в пресс-службе ВОИ.
В общественной организации также отметили, что текст проекта не уточняет, кто будет оценивать безопасность транспортных средств для перевозок пассажиров с инвалидностью.
«Дело в том, что в приказе все транспортные средства, кроме трамваев, выводят из-под действия ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», хотя в самом ГОСТе прописано, что его действие на автобусы и иной транспорт распространяется», – подчеркивают в пресс-службе.
Во Всероссийском обществе инвалидов не только отклонили предложенные Минтрансом альтернативы, но и неоднократно выступали в поддержку приказа № 347.
«Из последнего, обращались в Минтранс в августе и в октябре, но результат очевиден. Вышло постановление правительства, отменяющее этот приказ», – заключили в пресс-службе ВОИ.
В Минтрансе изданию «Известия» сообщили, что мнение ВОИ все же будет учтено, а также подчеркнули, что общие показатели повышения доступности общественного транспорта установлены федеральной целевой программой «Доступная среда», в связи с чем новые правила на них не повлияют. «Так, к 2025 году долю автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, планируется довести до 23,8% от общего количества такой техники, трамваев – до 18,1%, троллейбусов – до 40,4%», – добавили в министерстве.
Остается неясным, как скажутся нововведения на компаниях, занимающихся пассажирскими перевозками. В ВОИ не располагают информацией о том, какие требования по закупке транспорта будут выдвигаться перевозчикам. В Транспортной ассоциации Московской агломерации, которая учреждена крупнейшими компаниями ГУП «Мосгоравтотранс» и ООО «Гепарт», также не смогли оперативно дать комментарий по этому вопросу.