На территории края располагаются 6 незамерзающих морских портов, 3 из них включены в опорную сеть морских портов РФ. Вместе с международными транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2» они имеют высокий потенциал для дальнейшего развития и интеграции в логистические маршруты Азиатско-Тихоокеанского региона, убежден губернатор.
«Будем рады, если китайская сторона активно включится в логистические проекты на взаимовыгодных и паритетных условиях», – добавил глава региона.
МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» задуманы для транзитных железнодорожных и автомобильных перевозок из северо-восточных провинций КНР, не имеющих прямого выхода к Японскому морю, к портам Владивосток, Восточный (Находка), а также Зарубино, Славянка, Посьет через пункты пропуска Суйфэньхэ – Гродеково/Пограничный и Хуньчунь – Камышовая/Краскино.
Грузы таким образом направлялись с севера Китая на юг этой страны либо в другие страны Азии, главным образом в Японию и Республику Корея.
В последние годы транзит по этим коридорам фактически прекратился. Между тем приморские власти рассчитывают на востребованность таких перевозок.
«Предлагаем китайским партнерам открывать новые морские грузовые линии и организовать транзит и перевалку грузов в контейнерах из провинции Хэйлунцзян, портов южного Китая – через Славянку и другие порты Приморья, а также автомобильные и железнодорожные пункты пропуска», – сказал О. Кожемяко.
Стоит сказать, группа FESCO и китайская GeoTour Logistics Hunchun Co. намерены заняться развитием контейнерных перевозок на МТК «Приморье-2» через ЖДПП Махалино (Камышовая) – Хуньчунь. Соответствующий меморандум компании подписали в конце апреля 2024 года.
Согласно документу, стороны запустят контейнерные перевозки из китайского города Хуньчунь (провинция Цзилинь) через терминалы российского Дальнего Востока и далее в порты КНР, такие как Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и др. Также предполагается загрузка в обратном направлении.
Основу грузопотока составят продукты питания, зерновые, пищевые масла, древесина и продукты деревообработки, промышленная и химическая продукция, минеральные вещества и др., сообщила FESCO.
Не забывая про экспорт
Безусловно, развитые логистические маршруты нужны и для экспортно-импортных операций. Так, в рамках торгового сотрудничества Приморье планирует увеличить поставки в Китай продуктов лесопереработки, сои, кукурузы, меда, рыбной и другой продукции.
На днях при участии Российского экспортного центра отправлен первый поезд, груженный 40-футовыми рефконтейнерами с говядиной, из Брянска в Китай в направлении погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ. Далее контейнеры будут перегружены на вагоны китайских железных дорог и проследуют до Шанхая. Срок всей доставки составит 20–25 дней.
На прошлой неделе глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, встречаясь с руководством China Railway, предложил включить в перечень аккредитованных пунктов пропуска на ввоз мясной продукции в Китай еще один железнодорожный коридор на Дальнем Востоке. Это мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян.
Стоит сказать, в целом через пункты пропуска с КНР наблюдается положительная тенденция экспортных перевозок. По данным дирекции управления движением РЖД, в апреле по сравнению с аналогичным месяцем 2023 года среднесуточная передача поездов через ЖДПП Махалино (Камышовая) выросла с 2 до 3 составов, ЖДПП Нижнеленинское – с 2 до 4, через ЖДПП Гродеково она сократилась с 11 до 10. По ЖДПП Забайкальск и Наушки этот показатель остался на том же уровне: соответственно 16 и 8 поездов.
От положительной динамики стараются не отставать автомобильные пункты пропуска. Для этих целей в том же Приморье модернизируются переходы Пограничный – Суйфэньхэ, Краскино – Хуньчунь, Турий Рог – Мишань, Марково – Хулинь.
Новые точки роста намечены в Хабаровском крае. В частности, сообщил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, на Большом Уссурийском острове, где проходит госграница между РФ и Китаем, будут построены грузопассажирский пункт пропуска, создана туристическая и деловая инфраструктура. К 2030 году грузооборот через остров достигнет 1,3 млн т, а пассажиропоток – 1,4 млн человек.