Китай
Возведение инфраструктуры пограничного пункта пропуска – коридора для пропуска людей и грузов – стартовало, но пока только на китайской стороне Уссурийского острова. Окончание строительства, по данным новостного портал провинции Хэйлуцзян, через два года, в 2026-м. Объем инвестиций – около 730 млн юаней, почти 9,5 млрд рублей. Китай подчеркивает: реализация проекта строительства автомобильного пункта пропуска на о. Хэйсяцзыдао (о. Большой Уссурийский) – один из 102 важнейших национальных проектов на 14-ю пятилетку в КНР (2021–2025 гг.). Отдельно сообщается, по завершению строительных работ удастся решить главную проблему в развитии китайского города Фуюань – сезонность трансграничных контактов с Хабаровским краем.
Проект развития острова включает в себя три направления: развитие инфраструктуры на материковой части, развитие инфраструктуры на территории острова и строительство специального коридора для пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через границу. Общая площадь строительных работ – 106 тыс. кв. м.
Целесообразность строительства пограничного перехода Джалинда – Мохэ власти обеих стран подтвердили еще в прошлом году. Более того, как тогда заявил губернатор Приамурья Василий Орлов, грузовая база российско-китайского моста сформирована. Правительство Мохэ выполнило предварительное технико-экономическое обоснование строительства железной дороги Чаньин – Ляньян и строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста Джалинда – Мохэ. Подчеркнем, строительство железной дороги Чаньин – Ляньян протяженностью 94,8 км предусмотрено в Программе развития железных дорог до 2035 года на территории провинции Хэйлунцзян.
Россия
Россия строительство своей части погранперехода начнет уже в апреле 2025 года. Финансирование первоначального этапа (строительство дороги) заложено в смету на 2025–2030 года. Пока прорабатывается вопрос строительства нового железнодорожного пограничного мостового перехода на площадке Минтранса России. Сообщается, РЖД, а также власти Якутии и Амурской области разрабатывают проект восстановления железнодорожного пограничного перехода. Предполагается восстановить законсервированный железнодорожный участок в 68 км Сковородино – Рейново, это позволит соединить погранпереход с инфраструктурой РЖД. Финансовая модель и технические решения определены: сообщается о частных инвестициях.
Новый трансграничный мост между Амурской областью и Китаем Джалинда – Мохэ откроет более короткий выход на Китай и практически на 2 тыс. км сократит маршрут транспортировки товаров и сырья, об этом сообщил Юрий Трутнев, полпред ДФО, выступая на совещании по реализации инвестиционных проектов в Амурской области.
Проект, подчеркивает российская сторона, напрямую затрагивает интересы Амурской области и Якутии. Из Приамурья в Китай намерены поставлять руду, продукты нефтехимии и сельского хозяйства. Якутия, по плану, нарастит поставки угля и различных концентратов. Перспективный грузопоток по итогам строительства оценивается в 20 млн тонн в год, в первый год – 5 млн тонн.