Дальнобойщики стоят. В ноябре средний срок ожидания на автомобильных погранпереходах между Россией и Казахстаном увеличился вдвое, до четырех суток. Об этом сообщают в ПЭК. Дальнобойщики заявляют об очередях на МАПП «Петухово – Жана Жол», МАПП «Бугристое – Кайрак» и МАПП «Веселоярск – Ауыл». Участники рынка признаются: на погранпереходах острый дефицит мощностей для оформления автотранспорта, полос и подъездных путей. Более того, из-за сбоев в работе сервиса Cargo Ruqsat затруднена регистрация в электронной очереди с казахстанской стороны.
«Если при пересечении границы возникла поломка транспортного средства или компания неверно оформила документы – остальные транспортные средства образуют многокилометровый затор, вынужденно ожидая разрешения ситуации», – комментирует ситуацию Сергей Денисов, руководитель ПЭК: GLOBAL.
Грузоперевозчикам также советуют избегать КПП «Курмангазы» на казахско-российской границе, здесь уже скопилось около 300 грузовых машин, следующих из Казахстана в Россию. Сообщение выдал Комитет госдоходов Казахстана. Одной из причин возникновения затора ведомство назвало завершение ремонтных работ на трассе Атырау – Астрахань. Новый погранпереход не справился с потоком автотранспорта: пропускная способность КПП «Курмангазы» составляет 200 транспортных средств в сутки, а прибывает – до трех сотен.
Фуры под разгрузку
Средний срок ожидания на автомобильных погранпереходах между Россией и Казахстаном растет из-за увеличения количества досмотров на направлении, до 95% от общего числа грузов, следующих из сопредельной республики. Процедура досмотра увеличилась до двух суток. Ранее – 10 минут. Столь долгий досмотр участники рынка связывают с необходимостью полной выгрузки отправлений из транспортного средства, констатируют в ПЭК.
Как пояснил руководитель направления развития бизнеса в республиках Казахстан и Кыргызстан ПЭК Тахир Минеев, в апреле 2023 года Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, – как для юридических, так и для физических лиц. Разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина РК – так называемые справки МИИР. С начала года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов ТН ВЭД.
Перечень товаров указан в решении Евразийской экономической комиссии № 59 и приказе МИИР № 424. Обновленные данные публикуются на цифровых площадках, рекомендованных к отслеживанию Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан.
«Однако информация остается разрозненной. Из-за этого перевозчики до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда сопроводительные документы на товар могли быть оформлены верно, а на следующий день вступили в силу изменения, и оказалось, что нужны специальные разрешения, которых нет. Компании вынуждены экстренно оформлять недостающие документы, а транспортные средства – простаивать на границе», – разводит руками Сергей Денисов.
По состоянию на 12 ноября средний срок доставки между Казахстаном и Россией увеличился на 32% в сравнении с предыдущим месяцем. Об этом сообщает ПЭК. Например, перевозка из Алма-Аты в Москву теперь занимает 11–14 дней. Стоимость автодоставки в ноябре увеличилась на 15% по сравнению с предыдущим месяцем и продолжает расти.
«На фоне резкого роста объемов грузоперевозок из Китая в предновогодний сезон грузопоток в Россию через территорию сопредельной республики за сентябрь – октябрь увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами и продолжает расти, поэтому заторы могут увеличиться», – продолжает С. Денисов.
Важно ускорить модернизацию погранпереходов между Россией и Казахстаном, добавил он. Он говорит о наиболее перегруженных пунктах пропуска: «Бугристое», «Петухово» и «Веселоярск», реконструкция которых, по данным Росгранстроя, запланирована до конца 2026 года. С его слов, автоперевозчики ждут открытия дополнительных площадок для оформления и при необходимости – осмотра транспорта, а также увеличения числа автомобильных полос, расширения подъездных путей, а также запуска сервисных зон для ожидания и отдыха водителей.
«Снижение административных и инфраструктурных барьеров позволит ускорить доставку между Россией и Казахстаном более чем в два раза – до 5–7 дней в зависимости от направления. Упростив оформление сопроводительных документов, бизнес сможет нарастить грузопоток, что будет способствовать развитию торгового сотрудничества между Россией и Казахстаном», – резюмировал директор ПЭК: GLOBAL.