– Андрей, железнодорожная сеть по Африканскому континенту проложена. Да, она, за исключением семи государств, не электрифицирована, имеет колею разной ширины. Но все-таки есть…
– Железнодорожное сообщение в Африке развивалось исключительно колонизаторами для выемки ресурсов: начало в местах добычи полезных ископаемых, а конец – в порту. При этом никакой единственной связывающей магистрали нет. Железнодорожное сообщение фактически строили англичане, сейчас оно развивается за счет китайских компаний, которые в последние годы многое построили, обновили существующее полотно. Но тем не менее во многом Китай исходит из той же логики, что и их предшественники.
– Насколько высок интерес стран Африки к развитию транспортной сети? В этой стране есть интерес к развитию транспортной логистики?
– В настоящий момент развитие транспортных сетей в Африке не комплексное и не пронизывающее континент. Однако сегодня Африка представляет собой колоссальный потенциал не только в качестве ресурсной базы, но и в качестве рынка сбыта. В 2018 году Поль Кагаме, возглавляя Африканский союз, предложил создать свободную экономическую зону, и 44 государства Африки поддержали это решение.
Границы между территориями сейчас отсутствуют, поэтому для реализации этого потенциала, для развития континента необходима широкая сеть железных дорог, пронизывающая Африку. Так континент сможет обеспечить логистику, в том числе и между труднодоступными населенными пунктами.
Страны Африки, которые не имеют выхода к морю, испытывают большой дефицит логистических, транспортных мощностей, и их развитие во многом сковано. Например, в странах Сахеля доставка грузов идет исключительно по автомобильным дорогам, что сопряжено с рисками, которые есть на континенте. Российская железная дорога могла бы включиться в этот процесс.
– Зачем это Российским железным дорогам?
– Африке нужен комплексный план развития. Россия – страна, которая сильна в создании макросистем и межгосударственных, надгосударственных проектов. Российские инженеры могли бы помочь в этом Африке. Этот план должен быть связан не только с прокладыванием путей, но и с созданием энергетического потенциала, с проектированием развития населенных пунктов. Наша организация, АРЭА, сейчас работает над созданием совместной стратегии социально-экономического сотрудничества России и стран Африки. Мы приглашаем компании принять участие в разработке этого документа. Итоговая концепция плана развития будет представлена на третьем саммите «Россия – Африка».
Можно создать единую матрицу, посмотреть на ресурсную базу, посмотреть, где и как будут расположены отдельные объекты сельского хозяйства, ресурсодобывающие объекты. Где-то необходимо будет создать промышленные кластеры, которые будут, возможно, связывать несколько регионов, и работать на них.
Исходя из такого уже комплексного подхода, исходя из реальных возможностей и потребностей континента, необходимо спроектировать единую логистическую сеть магистралей, которая бы интенсифицировала торговые потоки.
– Какие грузы востребованы в странах Африки?
– Лесоматериалы, удобрения, металлы составят свыше половины экспорта в Африку в 2024 году. Для доставки этих товаров необходимо развитие логистической инфраструктуры.
Традиционно основными товарами экспорта в страны Африки из России остаются пшеница, нефтепродукты, товары химической промышленности и оборудование.
С начала года экспорт России в страны Африки достиг $16,3 млрд. К 2030 году ожидается рост до $50–60 млрд. И при развитии железнодорожного сообщения эти показатели будут расти.
Поэтому железная дорога является большим подспорьем. Некоторые страны могли бы стать просто логистическими хабами, и это позволило бы быстрее реализовать им свой потенциал.
Беседовала Алена Алешина