+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.07.2024 11:59:46
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Арбитражный суд – это роскошь: минимальную госпошлину увеличили в пять раз

10 тыс. рублей – минимальная госпошлина за рассмотрение иска Арбитражным судом, депутаты Госдумы согласовали увеличить ее в пять раз во втором и сразу в третьем окончательном чтении вчера, 23 июля. До последнего момента пошлина в Арбитражный суд оценивалась в 2 тыс. руб. Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal 1520, рассказала РЖД-Партнеру, как участники рынка отреагируют на законодательное повышение судебных расценок.
Арбитражный суд – это роскошь: минимальную госпошлину увеличили в пять раз
– Ольга, если операторы и грузовладельцы идут в суды, то как часто они празднуют победу?

– До вчерашнего дня, до 23 июля, число судебных актов по спорам, связанным с исполнением договора перевозки, росло: в 2021 году количество судебных актов едва преодолело отметку в 11 тыс., к концу 2022-го – почти 12 тыс., а в 2023-м – более 14,3 тыс. дел. 2024 год еще не закончился, а число судебных актов стремится к отметке в 9 тыс.

В открытом доступе нет полной статистической картины, позволяющей оценивать отдельно судебную практику участников железнодорожной перевозки. Поэтому приведенные цифры являются приблизительными и позволяют скорее выявить динамику и суть происходящих процессов, нежели количественно оценить уровень участия грузовладельцев и транспортных компаний в судах.

– Так какова успешность грузовладельцев и операторов в суде?

– С 2023 года судами вынесено порядка 20 тыс. решений по искам участников железнодорожной перевозки, кроме ОАО «РЖД». Из них полностью или частично удовлетворены более 17 тыс. В остальном суды отказали в удовлетворении требований, то есть порядка 85% исков удовлетворяются.

– Если железнодорожный монополист судится в грузовладельцами и операторами, то как часто и настолько успешно?

– С участием ОАО «РЖД» Арбитражные суды с 2023 года рассмотрели порядка 12 тыс. дел. Железнодорожный перевозчик заявляет требования в рамках дела о банкротстве, таких дел большинство, на втором месте по количеству вынесенных решений – споры, возникающие из железнодорожной перевозки. Также достаточно часто встречаются споры, возникающие из подрядных отношений и иных видов договоров, связанных с транспортной деятельностью.

Всего за этот период было вынесено больше 23 тыс. судебных решений, соответственно, споры с участием ОАО «РЖД» – большая часть от всех дел данной категории. Оставшаяся – споры между грузовладельцами и компаниями, оказывающими транспортные услуги.

– Государственная дума приняла законопроект об увеличении размера государственной пошлины за обращение в суды. Что это решение депутатов изменит для участников рынка перевозки?

– Изменения в закон вступят в силу к осени. Есть надежда, что Совет Федерации законопроект не утвердит, или президент не подпишет. До этого момента размер госпошлины будет прежним, и сейчас как раз все массово подают иски в суды, поэтому рост числа дел продолжается. А вот осенью минимальный размер государственной пошлины для обращения в Арбитражный суд подорожает в пять раз, вместо 2 тыс. руб. юридические лица должны заплатить 10 тыс. Максимальный размер госпошлины тоже увеличат, но в 50 раз: вместо 200 тыс. руб. теперь надо оплачивать 10 млн. Чем этот рост обернется для рынка? Конечно, данное увеличение государственной пошлины станет барьером к обращению в суды.

Прежде всего это повлияет на предъявление исков на небольшие суммы. С 2023 года суды вынесли порядка 1,5 тыс. судебных актов по искам, связанным с перевозкой, сумма требований которых менее 10 тыс. рублей. Очевидно, что таких дел станет значительно меньше.

С учетом того, что значительно более чем в 10 раз вырастет стоимость обжалования судебных актов, станет меньше обращений в вышестоящие судебные инстанции.

С начала 2023 года по 23 июля подано порядка 8 тыс. апелляционных жалоб по делам, связанным с железнодорожной перевозкой. Суммы исков не превышают 500 тыс. рублей. Не исключаю, число нарушений не изменится, а поток исковых заявлений значительно уменьшится. На рынке, уверена, выживут только те операторы и грузовладельцы, которые будут защищать свои права. А это значит, только крупные.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions