– В организации логистических процессов принимают участие не только производители услуг (транспортно-логистические компании), но и их потребители – промышленные предприятия, трейдеры. Причем последние активно участвуют в организации железнодорожных и мультимодальных перевозок грузов, когда осуществляют погрузо-разгрузочные операции, взаимодействуют со станциями примыкания, оформляют таможенные и транспортные документы.
Таким образом, необходимым условием эффективной организации железнодорожных перевозок грузов является долгосрочное стратегическое партнерство всех участников перевозочного процесса и их активная вовлеченность в совместную оптимизацию логистических цепочек.
– При каких условиях клиенты готовы передавать ряд функций по управлению цепочками поставок на аутсорсинг?
– Этому обычно предшествует кропотливая работа с клиентом.
3PL-провайдер инициирует и разрабатывает с партнерами комплексные программы развития транспортной инфраструктуры необщего и общего пользования, а также рекомендации по оптимизации бизнес-процессов промышленной логистики.
Затем в договорах на транспортно-экспедиторское обслуживание с грузоотправителями и грузополучателями появляется система KPI. За нарушение этих показателей вводится взаимная ответственность. Предусматривается плата за сверхнормативные простои вагонов на подъездных путях. Это стимулирует искать способы сокращения расходов.
3PL-провайдер по доверенности с грузоотправителями и грузополучателями начинает заполнять форму ГУ-1, накапливать и анализировать статистику по причинам невыполнения суточных планов перевозок. Кроме того, инициируются координационные совещания с партнерами по разработке системных корректирующих действий.
Таким образом, компания берет на себя дополнительные функции управления внутризаводской логистикой, оптимизации всей логистической цепочки доставки грузов, интеграции IT-систем, создания единого информационно-логистического пространства. И тем самым выходит на новый уровень – 4PL-провайдера, которому грузоотправители и грузополучатели передают промышленную логистику в управление.
– Что дает переход на уровень 4PL?
– Это, в частности, помогает совершенствовать сменно-суточное планирование объемов перевозок и распределение вагонов (контейнеров) по маршрутам. Появляется сквозной контроль на всех стадиях перевозочного процесса и возможность оперативных корректировок по продвижению вагонов в случае их задержки, а в случае появления дополнительных планов, отказных телеграмм – оперативного перераспределения вагонов.
В итоге улучшаются показатели выполнения плановых объемов перевозок, выработки подвижного состава, сокращаются сверхнормативные простои подвижного состава, снижается коэффициент порожнего пробега и время оборота подвижного состава. Все это в конечном счете выгодно и логистическому оператору, и перевозчику, и клиенту. Самое главное – начинать работать единой командой всем участникам перевозочного процесса, искать баланс интересов, направлять усилия на успешную реализацию единых целей и задач.
Беседовал Александр Солнцев