– Да, но это история не последнего года. Оплата услуг, в том числе и транспортных, посредством чемоданчика с наличными идет уже лет тридцать, с 90-х годов. Так, например, расплачиваются порты России с портами Ирана. Если в сделку входят российские банки, то они комиссия при платежах в Иран с участников логистического рынка может вырасти до 50%.
– Если входит в сделку другой иностранный банк, то насколько изменяется конечная сумма за транзит груза?
– Если в платеже на Иран возникает турецкая фирма (подконтрольная иранцам), то транзит российских грузов через Иран обходится процентов на 30 меньше. Да, они с трудом, но проводят оплату через банковский сектор Турции.
Чтобы сократить логистические затраты и сделать рынок цивилизованным, нужно привлекать к сделкам небольшие российские банки, и они должны выстроить гибкую систему платежей.
Да, участники рынка уходят иногда в какие-то фантастические валюты – турецкие лиры, индийские рупии. Но простая передача наличных от одного участника сделки другому участнику сделки в странах, которые работают под санкционным ограничением, никак банками, которые не попали в санкционные списки, не узаконена. Это – системная ошибка. Уверен, декабрьское разрешение правительства РФ оплачивать наличными услуги нерезидентов может намного снизить затраты.
– Какие российские грузы идут транзитом через Иран?
– Через Иран гораздо экономичнее перевозить российскую муку, зерновые, масло, продукты питания, пиломатериалы. Транзит через Иран обходится максимум в $340 за тонну груза до Багдада, Эрбиля, Герата и др. Из Ирана груз доставляют в Ирак, Афганистан, Пакистан и в некоторые страны Персидского залива.
Этот маршрут интересен также российским трейдерам минеральных удобрений, металлопроката, угля, кокса, нефтепродуктов, нефти и других грузов для последующей торговли на премиальном рынке стран Персидского залива и Индийского океана. Транзит через Иран генеральных грузов можно организовать за $20 за каждую тонну. Из Ирана грузы транспортируют не только в Индию, но и на премиальные рынки в Африку, ОАЭ, Саудовскую Аравию и в страны Южной Азии. Сейчас торговые скидки на российские генеральные грузы и нефть достигают $250 за тонну. Скажите, может, лучше эти скидки оставить себе, а узкие места транспортной и торговой инфраструктуры дружественного Ирана расширить?
– За какой временной промежуток груз из России походит в Индию?
– Контейнеры из российского порта Новороссийск в индийский порт Нава-Шева российскими морскими контейнерными линиями доставляют за 15 дней. Можно через Иран, транзит – от трех до пяти дней. Есть ряд грузов в Индию, которые пока пропускает Турция, но никто не гарантирует, что будет завтра.
– На рынке говорят о доставке сроком до 30 дней...
– Грузы стоят вне Ирана! Грузы стопорятся на погранпереходах Азербайджана, Туркмении в Сараксе до 10–15 дней. В Верхнем Ларсе также из-за лавин и очередей задерживается груз. Возникают задержки также на Каспии и в Индийском океане – в итоге время реальное вырастает до 30 дней.
Но у перевозчиков есть выбор – другие погранпереходы. Я говорю о новом погранпереходе Инче-Барун в Туркменистане – здесь очередей нет, здесь турецкие машины задерживаются на три часа. Не задерживают грузы и на железнодорожных станциях.
Есть одна проблема: в Иране нет крупных железнодорожных операторов и нехватка железнодорожных вагонов. У самого крупного железнодорожного оператора в парке всего 3 тыс. вагонов. У пяти крупнейших железнодорожных операторов – до 1,5 тыс. вагонов. Крупным оператором считается и тот, у кого шесть сотен вагонов. И есть операторы в спячке, которые просто ждут клиентов. Крупных операторов как таковых в Иране нет.
– Страховщики работают с грузами и контейнерами, которые идут в Иран?
– Нет никаких проблем, есть российские компании, индонезийские, швейцарские. Есть перестраховщики. Они работают по ставке от 0,15 до 0,02% от стоимости грузов.
Беседовала Алена Алешина