– Да, зеленые инвестиции – это очень актуальный тренд. В значительной степени это объясняется международной повесткой устойчивого развития. Россия поставила перед собой цель – достичь углеродной нейтральности к 2060 году, уже через 40 лет. Эти планы будут стимулировать в том числе и развитие экотранспорта.
Запрос на зеленые кредиты и зеленые облигации со стороны заемщиков и эмитентов, соответственно, достаточно высокий. В качестве интересантов выступает не только частный бизнес, но и представители муниципальной и региональной власти. Например, Москва разместила выпуск зеленых облигаций на сумму 70 млрд руб. Средства направят на реализацию проектов, обеспечивающих снижение выбросов выхлопных газов и СО2, а также на замену автобусного парка на электробусы. Москва, конечно, первая, но другие регионы активно интересуются опытом и надеются повторить его.
– Москва не вся Россия. Получится ли повторить столичный опыт в небольшом городке?
– Да, Москва – особый регион. Но опыт в плане структурирования ценных бумаг можно и нужно использовать. Объемы будут другие, но механизм получения зеленого финансирования уже отработан.
– Регионы, на мой взгляд, не столько развивают экотранспорт, сколько уничтожают имеющиеся трамвайные пути, которые достались со времен СССР. Вы же явно в курсе, что в некоторых городах России ликвидируют трамваи и троллейбусы…
– У меня другое впечатление. В качестве примера могу привести Таганрог – там при финансовой поддержке ВЭБ.РФ закупаются новые трамваи, ремонтируются пути и устанавливаются новые остановки. Другой яркий пример – Сахалин, который также очень активен в развитии экотранспорта: регион поставил перед собой цель достичь углеродной нейтральности. Я, как человек, который занимается зеленым финансированием, вижу огромный интерес в применении зеленых технологий.
– Грузоперевозчики готовы переходить на зеленые технологии?
– РЖД активно электрифицирует пути, в том числе и для грузоперевозок, а также закупает локомотивы на электрической тяге. У них очень амбициозная экологическая программа.
Частные грузоперевозчики пока не столь активно включились в процесс. Но тоже включатся, потому что многие их клиенты – это крупные компании, в том числе экспортеры, акции которых торгуются на международных биржах и которые занимают деньги на международных финансовых рынках. Им от их финансовых и торговых партнеров поступает все больше вопросов об экологичности их деятельности и деятельности их контрагентов. Уверен, процесс необратимый и частный бизнес будет еще более активно включаться в экологическую повестку.
– Но почему частный бизнес замер в раздумьях, как Вы считаете? С одной стороны, Россия уже через 40 лет должна достичь полной углеродной нейтральности, а это значит, что весь бизнес должен стать экологичным или уйти с рынка, но шаг в сторону зеленых технологий сделали лишь крупные корпорации с участием госфинансирования.
– Во-первых, многие частные компании без участия государства тоже активно участвуют в этом процессе. Во многих случаях, я бы сказал, более активно, чем государственные компании. И потому, что правительство об этом говорит в последнее время гораздо более активно, и потому, что их иностранные контрагенты предъявляют на это все больший спрос. Но для того, чтобы вкладывать очень значительные средства во внедрение зеленых технологий, пока достаточно много факторов неопределенности. Во-первых, очень много неопределенности с точной конфигурацией трансграничного углеродного налога. Во-вторых, во многих случаях бизнес пока точно не понимает, какие именно зеленые технологии можно и нужно внедрять. Другими словами, бизнес и в России, и в других странах проходит через этап исследования – простых, очевидных решений пока нет ни у кого.
Беседовала Алена Алешина