– На сегодняшний день разработаны три класса информационных систем, направленных на автоматизацию логистики: TMS (Transportation Management System), WMS (Warehouse Management System) и SCM (Supply Chain Management). Каждая из них позволяет не только управлять транспортом и складом, но и решать задачи стратегического планирования, например, прогнозировать с высокой точностью изменения рыночного спроса на определенный товар при заданных внешних условиях (сезонность, показатель экономической обстановки и другие).
Для руководителя логистической компании или складского бизнеса важно подобрать систему автоматизации так, чтобы она точно соответствовала функциональным особенностям и потенциалу его предприятия. Ошибочное решение может принести убытки, сопоставимые с простоем дорогостоящего складского оборудования в течение нескольких месяцев. Например, для склада, у которого число операций, выполняемых за одну смену, позволяет вносить их в систему учета вручную, нет смысла искать что-то более сложное, чем простейшая система регистрации. Если же говорить о складских площадях свыше 1 тыс. кв. м с высотными стеллажами, внедрение WMS, включающей управление запасами, операциями и персоналом, является просто необходимостью.
Система SCM или управление цепочкой поставок направлена на создание оптимальных каналов взаимодействия с дистрибуторами и конечными потребителями. С ее помощью можно изучать спрос и делать оптимальные предложения.
TMS, система управления транспортом, позволяет с помощью аналитики существующих процессов поставок и последующей оптимизации значительно снизить затраты и неэффективность работы компании в целом. Однако, чтобы она начала приносить ощутимый результат, лишь купить TMS недостаточно. Важно ее внедрение в существующий интерфейс и корректное обслуживание в дальнейшем. Недостаточная проработанность вопросов интеграции до выбора системы – причина того, что на многих проектах до 30% затрат могут составлять расходы на интеграцию систем. Компаниям, решившимся внедрить интеллектуальные системы, нужно быть готовыми к тому, что не каждый сотрудник предприятия будет рад принять такие радикальные перемены, поэтому на обучение персонала уйдет довольно много времени, средств и усилий. Однако экономия в данном случае недопустима, иначе приобретение IT-системы окажется напрасной тратой.
– И все-таки в целом складская логистика выигрывает за счет внедрения автоматизированных комплексов?
– По данным экспертов, автоматизация склада позволяет сократить расходы на эксплуатацию и содержание объекта в среднем на 30%. Точность данных о количестве и размещении товара, обеспечивающая прозрачность складских процессов и эффективность
использования ресурсов, возрастает до 99,5%. В среднем на 20-30% повышается производительность труда, уменьшаются потери товара. Однако ожидания заказчика, что автоматизация позволит сократить штат, верны лишь отчасти: расходы на персонал удастся снизить примерно на 25%. Отмечу, что не экономия на трудовых ресурсах является конечной целью автоматизации, а процветание компании в целом. Понимание этого факта руководителем уже обеспечивает 50% успех проекта по внедрению WMS.
– Какова, по Вашей оценке, сегодня доля складских объектов в России, которые отвечают самым современным требованиям и работают по передовым технологиям?
– По оценкам экспертов, это уже не менее 20% складов. Потенциальная емкость рынка WMS составляет порядка 15 млрд руб. Пока лидерами по количеству автоматизированных площадей являются Москва и Санкт-Петербург, но в этом направлении активно развиваются объекты, расположенные в Хабаровске, Екатеринбурге, Новосибирске и Калининграде. Конкуренция среди поставщиков WMS планомерно растет, а цены на проекты по внедрению систем, закономерно, снижаются, поэтому в ближайшие годы стоит ожидать, как минимум, повышения качества складского обслуживания в регионах.
Беседовала Татьяна Симонова