Глобальных изменений роли МТК Север – Юг в общем транзите грузов из Индии и стран Юго-Восточной Азии пока не наблюдается. Основная проблема – расчеты за экспорт-импорт и логистические услуги. В частности, в автомобильных перевозках расчеты осуществляются по системе арабской хавалы – неформальной системы на основе взаимозачета требований без формирования финансовой отчетности.
В свете нарастающих проблем с судоходством в Красном море мы видим небольшой рост на МТК через Каспий. Но он ограничен дефицитом инфраструктуры и проблемой обмеления каспийских портов: Атырау – уже в 30 км от моря, Актау тоже обмелел, остаются глубоководный порт Махачкала и порт Баку. Российские компании заявляют о намерении поставить специализированные суда на каспийские маршруты для МТК Север – Юг (главный перевозчик на Каспии – Khazar Shipping Co) и интегрировать в процессы единого оператора: ему нужно будет зайти не только в сам Иран, но и в Персидский залив – структуру порта Бендер-Аббас. Следует также учитывать, что ж/д участок Решт – Астара, который должен обеспечить сквозной проезд к портам Персидского залива, планируют достроить только к 2028–2029 годам.
– Еще летом 2022 министерства РФ спрогнозировали увеличение грузооборота по транспортным коридорам Россия – Иран – Индия и Россия – Китай в перспективе до 2025 года – сбудется ли?
– К сожалению, ассортимент иранских и индийских товаров, которые могут представлять интерес для российского потребителя, весьма ограничен. Поэтому значительного роста на этом направлении мы не ждем. Скорее, будет увеличиваться зависимость потребительского рынка России от товаров, производимых в Китае, и, как следствие, повышаться загрузка всех транспортных коридоров на данном направлении.
– Каковы главные вызовы?
– К 2025 году Европа сможет получить первые грузы из Китая по сухопутному коридору. Только пойдут они, скорее всего, в обход России. Евросоюз начинает финансировать развитие железнодорожной сети в Центральной Азии для создания транспортного коридора в обход России. Общий объем инвестиций в проект – до 10 млрд евро. В конце января 2024 года были подписаны два кредитных соглашения: с Казахстаном (1,5 млрд евро) и Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном (1,47 млрд евро).
Беседовала Анна Маничева