– Да, во-первых, ПЭК в марте запустил дополнительный логистический сервис по маршруту Китай – Казахстан – Россия, доставка товаров идет через МАПП Алашанькоу – Достык. Во-вторых, мы развиваем сервис по доставке ускоренными контейнерными поездами из Иу, Чанша и Гуанчжоу с прибытием на станции Московского железнодорожного узла.
Кроме того, ПЭК ведет экспансию на рынок ЕАЭС. В феврале открыт филиал в Армении. Также расширили логистические мощности в Беларуси, открыли филиал в Минске – здесь, если сравнивать март с февралем, число заявок выросло на 42%. Запустили сервис по доставке из Беларуси в Казахстан и Армению. В планах экспансия на рынки стран Средней Азии.
Мы видим – российские игроки заключают контракты с альтернативными партнерами, поставщиками из стран – членов ЕАЭС, Юго-Восточной и Средней Азии. Вслед за этим логистические операторы готовят инфраструктуру, перестраивают маршруты.
– Китай востребован, российские компании активно переориентируются на поставщиков из Китая. Как логистические операторы подстраиваются под запросы рынка?
– ПЭК предлагает услугу торгового агентирования – сертифицированный специалист проверяет качество и соответствие международным стандартам, если все в порядке – закупаем и доставляем клиенту. В Гуанчжоу открыли собственный филиал, наработана база экспертов по любым категориям товаров.
– Впервые санкции в отношении России были введены в 2014 году…
– Восемь лет назад рынок покинуло более 50 иностранных компаний, в том числе производители, дистрибьюторы, ритейлеры и логистические операторы. Сейчас работу на российском рынке приостановило более 430 иностранных компаний таких сегментов, как DIY, fashion, beauty, HoReCa и др.
Сейчас ситуация более масштабная. Страны ЕС и США ввели сегментные санкции на ввоз в Россию десятков товарных категорий. В их числе – оборудование для нефтепереработки, морские навигационные товары и технологии, электронное оборудование и др. Пока сложно оценить масштаб перестройки рынка после введенных ограничений. Для этого важно посмотреть на результаты работы новых игроков, которые выйдут на рынок в новых реалиях по итогам года.
– Но что нужно сделать, чтобы выжить в новых реалиях?
– ПЭК работает на рынке уже 21 год, пережил четыре экономических кризиса. Главная задача на сегодня – переориентация логистических маршрутов и организация бесперебойной доставки грузов даже с учетом ограничений.
В ближайшие два года мы планируем открыть около 100 филиалов по франшизе в России и за рубежом.
– А вот сейчас, именно сейчас, что вы делаете, чтобы остаться на плаву?
– Во-первых, проанализировали себестоимость услуг, во-вторых, сократили расходы. Например, уменьшили размер складских площадей, оптимизировали производство жесткой упаковки.
За месяц стоимость бумаги выросла на 83%, мы ускорили переход к электронному документообороту.
Беседовала Алена Алешина