– За первые 4 месяца 2019 года перевозки в контейнерах составили около 16 млн т, что на 16% больше аналогичного показателя 2018-го. В 2018-м контейнерные перевозки составили 45,5 млн т. Это на 12% больше, чем в 2017-м, в свою очередь, в 2017 году перевозки грузов в контейнерах составили 40,6 млн т, что на 18% больше, чем в 2016-м. На рынке контейнерных перевозок сложилось три сегмента: универсальные контейнеры (доля – 82%), танк-контейнеры (доля – 16%) и рефконтейнеры (доля – 2%). Динамика роста танк-контейнеров с каждым годом возрастает (с 15% в 2017 г. до 17% за 4 месяца 2019 г. к аналогичному периоду 2018 г.) и превышает уровень роста в универсальных контейнерах. Перевозки в рефконтейнерах в 2016–2018 гг. оставались стабильными, однако в первые 4 месяца 2019-го перевозки в этом сегменте выросли на 9%.
– Какие основные драйверы контейнеризации грузопотока можно выделить на сегодняшний день?
– В разные годы основными драйверами контейнеризации грузопотока являлись разные грузы. В данный момент динамично растущими грузами являются пиломатериалы, листовая сталь и лом черных металлов в универсальных контейнерах и жидкие азотные удобрения, олеум и натрия гидроксид для танк-контейнеров. Ежегодно контейнеризация увеличивается на 12–18%, что стимулирует спрос на фитинговые платформы на дополнительные 4–5 тыс. ед.
В целом основными грузами, которые перевозятся универсальными контейнерами, являются пиломатериалы, бумага и запасные части для автомобилей. Основной рост контейнерного грузопотока за первые 4 месяца 2019 года обеспечили перевозки пиломатериалов, по ним показатель вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го., среди прочих грузов существенный рост в размере 60% показали контейнерные перевозки листовой стали и перевозки лома черных металлов – их показатель увеличился на 30%. Прочие грузы показывали меньшую динамику роста, а некоторые даже показывали снижение погрузки (фанера, целлюлоза, ферросилиций, полиэтилен).
– Как Вы оцениваете перспективы роста в сегменте танк-контейнеров?
– Основными грузами, которые перевозятся в танк-контейнерах, остаются пропан-бутан, серная кислота и натрия гидроксид. Их перевозят примерно поровну и они обеспечивают более трети грузовой базы. Основной рост танк-контейнерного грузопотока за первые 4 месяца 2019 года обеспечили перевозки жидких азотных удобрений, показав увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2018-го почти в 3 раза и олеума (также почти в 3 раза). Крупнейшие грузы также показали высокую динамику: пропан-бутан (+17%), серная кислота (+10%), натрия гидроксид (+25%). Большинство прочих грузов показывали меньшую динамику, а некоторые показывали и отрицательную динамику (смолы кармадоформальдегидные, этиленгликоль, акрилонитрил).
Беседовала Екатерина Борисова