– Говоря о строительстве питерского метро, главная особенность и сложность – мягкий болотистый грунт. В этом плане работа питерских метростроителей отличается от московских. Существуют и другие угрозы безопасности. По каким еще критериям можно назвать работу питерских метростроителей более трудоемкой?
– К основным причинам того, что строительство метро в Петербурге более трудоемко, чем в Москве, в первую очередь необходимо отнести тот факт, что в Москве все линии уже давно проложены и в настоящее время осуществляется ввод в эксплуатацию станций, которые находятся на небольшой глубине.
Нюансы строительства
– Что же делать?
– В связи с этим их возможно строить открытым способом – тоннели и станции строятся, соответственно, в разрытых траншеях и котлованах, после чего засыпаются грунтом. Для нашего города такой способ далеко не всегда приемлем. Еще одна причина – устаревшее оборудование, которое используют метростроители в СПб (эта техника прошлого века, еще 1980-х годов). В результате производительность труда невысокая, а производственные затраты существенно растут.
В связи с особенностями почвы в Санкт-Петербурге, при строительстве метро необходимо предусматривать риски возникновения давления на несущие укрепительные конструкции со стороны скрытых участков воды и песка. Конечно же, потенциально небезопасно строить метро на «намыве» – это грозит аварийными ситуациями и высокой вероятностью затоплений.
С точки зрения безопасности, на мой взгляд, необходимо использовать более технологичное оборудование: в подземных условиях в соответствии с нормативами нужно применять только двигатели, в отработавших газах которых концентрация вредных веществ не превышает определенных величин. Такие двигатели являются компонентом более высокотехнологичного оборудования, чем то, которое используются сегодня в метростроительных работах. При производстве взрывных работ необходимо уделять больше внимания по обеспечению безопасности персонала и предупреждению отравления людей пылью и ядовитыми продуктами. В Москве эта проблема не так остра, поскольку, как уже было отмечено, взрывные работы уже проведены и сейчас строятся только станции.
Старт с отсрочкой
– В связи с тем, что строительство «Казаковской» и «Путиловской станций стартовало в Санкт-Петербурге еще в 2015 году, придется ли что-либо переделывать?
– Безусловно, придется осуществлять какие-то дополнительные работы: частично переделывать, менять конструкции и т.п., совершенствовать. Это неизбежно именно по причине устаревания оборудования (претерпевшего как физический, так и моральный износ) и материалов.
– На обеспечение безопасности участка законтрактовано 864,5 млн. Этого хватит?
– Для более точно ответа на этот вопрос необходимо знать все детали спецификации по данному участку. Я предполагаю, что этих средств должно быть достаточно, если грамотно подойти к процессу рационального их использования. Нужно рассчитать все риски и спрогнозировать ожидаемую эффективность и далее, исходя из полученных результатов, составить план оптимального распределения этих ресурсов.
– По плану станции «Казаковская» и «Путиловская» должны открыться в конце 2024 года. Реально ли это, успеют ли завершить все работы?
– Мое мнение, что вероятность очередного переноса сроков завершения работ очень высока. При том, что приходится, как говорится, часто «менять коней на переправе», быть уверенными в открытии к концу 2024 года этих станций не приходится... Думаю, что при оптимистичном сценарии развития ситуации, можно ожидать завершения строительства не раньше, чем к 2025 году.