+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2024 10:13:26
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Краеугольный камень развития сервисов ФТС

Генеральный директор компании «ТЕЛЕГА» Александра Петрова в интервью РЖД-Партнеру дала оценку последним изменениям в работе ФТС России и их соответствию Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.
Краеугольный камень развития сервисов ФТС
– Вы, как участник ВЭД, можете объективно оценить изменения в работе таможни. Какие из планов реализованы, какие – нет?

– Реализованы пункты стратегии, связанные с:
• Цифровизацией процедур: полноценное использование электронного декларирования и диджитализация таможенных процедур существенно повысили эффективность и скорость таможенного оформления. Это соответствует цели стратегии по увеличению доли электронных деклараций до 95% к 2025 году.
• Управлением рисками: внедрение подхода к таможенному контролю, основанного на оценке рисков, позволило проводить более целенаправленные и эффективные проверки, сокращая время и затраты, связанные с таможенным оформлением.
• Упрощением процедур: упрощение таможенных процедур для уполномоченных экономических операторов (УЭО) снизило административную нагрузку и повысило привлекательность программы УЭО.

Безусловно, есть вовсе нереализованные или только частично реализованные пункты стратегии:
• Система «единого окна», которая позволит подавать все необходимые документы и информацию через единый портал, все еще не реализована.
• Повышение прозрачности: несмотря на определенный прогресс в повышении прозрачности таможенных процессов, все еще существует необходимость в предоставлении более подробной информации о таможенных процедурах и правилах для общественности.
• Создание Единого консультационно-технического центра ФТС России: несмотря на изданное Распоряжение ФТС России «Об организации работы Единого консультационно-технического центра ФТС России», у участников ВЭД до сих пор не появилось возможности воспользоваться его услугами.
• Хотя цифровизация повысила эффективность, в некоторых случаях время таможенного оформления увеличилось из-за запросов дополнительной документации и проверок со стороны таможенных органов.

В процессе реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года были выявлены определенные проблемы в области коммуникации между таможенными органами и участниками ВЭД, что влекло за собой задержки при совершении таможенных процедур. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в реализации стратегии, необходимо продолжать работу в данном направлении.
Особое внимание следует уделить повышению прозрачности процессов, внедрению системы «единого окна» и улучшению коммуникации между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

– Какие инструменты, включенные в стратегию, Вы считаете наиболее необходимыми и удобными?

– Мы бы выделили ключевые инструменты и инициативы, которые представляются наиболее значимыми и перспективными. В их числе цифровизация и автоматизация, а именно внедрение цифровых технологий для автоматизации таможенных процедур, повышение прозрачности процессов таможенного оформления, сокращение времени и стоимости таможенного оформления.
Немаловажным видится применение систем управления рисками на основе искусственного интеллекта, в частности, ранее упомянутая система «единого окна», которая будет представлять собой унифицированную платформу для подачи таможенных деклараций, осуществления таможенных платежей и обмена информацией между таможенными органами, предприятиями и иными заинтересованными сторонами.
Также в рамках стратегии предполагается создание комплексной таможенной информационной системы, которая будет интегрировать данные из различных источников и предоставлять доступ к информации о таможенных декларациях, торговой статистике и системах управления рисками.
Обучение и развитие профессиональных навыков сотрудников таможенных органов – одна из ключевых задач, стоящих перед ФТС. В рамках стратегии планируется инвестировать в программы обучения и повышения квалификации сотрудников, направленные на освоение современных технологий, методов управления рисками и прочее.
Особое внимание в стратегии уделяется международному сотрудничеству и взаимодействию с другими таможенными службами, международными организациями и партнерами. Это необходимо для борьбы с таможенным мошенничеством, обмена опытом и лучшими практиками, а также для содействия упрощению процедур международной торговли.
Эти меры и инициативы представляют собой краеугольный камень стратегии и способствуют упрощению торговых процедур, стимулированию экономического роста и укреплению национальной безопасности.

– А какие проблемы необходимо решить в срочном порядке?

– Для участников ВЭД взаимодействие с таможенными органами сопряжено с рядом вызовов и трудностей. Во-первых, по-прежнему имеет место неэффективность, например, длительное ожидание таможенного оформления может привести к задержкам в доставке товаров и увеличению расходов. Это может негативно сказаться на репутации компании и ее конкурентоспособности. Неэффективное же взаимодействие с таможенными органами приводит к недопониманию и ошибкам в процессе общения, что, в свою очередь, вызывает дополнительные сложности и в дальнейшем замедляет процесс таможенного оформления и увеличивает расходы.
Во-вторых, нужно проработать вопрос соблюдения требований законодательства: необходимость постоянного отслеживания изменений в законодательстве и соблюдение всех требований может вызвать значительные трудности.
Для минимизации этих проблем необходимо своевременно внедрить надежную и единую систему электронного декларирования для всех участников процесса, а также сформировать стратегию реагирования на непредвиденные ситуации, направленную на устранение возникающих проблем и сбоев. Также – установить эффективные каналы коммуникации с ДЛТ и другими заинтересованными сторонами, наладить взаимодействие в части всестороннего понимания таможенных правил и процедур благодаря проведению специалистами ФТС форумов и вебинаров, способствующих вовлечению участников ВЭД в сферу деятельности ФТС и улучшению доступности таможенной информации.


– Какие мероприятия из первого этапа еще необходимо доработать и развить?

– Нужно нормализовать обмен данными о таможенной стоимости товаров во избежание ее корректировок и необходимости предоставления документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. Привести в соответствие электронный документооборот с преференциальными странами в части подтверждения страны происхождения товара.
Также нужно продолжить наладку механизма выявления таможенными органами рисков проведения сомнительных валютных операций во внешнеторговой деятельности. Это связано с тем, что подавляющее большинство участников ВЭД вынуждены прибегать к услугам агентов из стран СНГ для оплаты товара за рубежом, и в текущих реалиях цепочка оплаты становится непрозрачной для сотрудников таможенной службы.

– Какие мероприятия необходимо добавить во второй этап Стратегии развития ФТС для увеличения эффективности работы таможни?

На данном этапе взаимные санкций западных стран и РФ играют наиважнейшую роль в торможении развития ФТС и торговли в целом. В связи с этим предлагается реализовать следующий поэтапный план действий:

1. Оценка и анализ рисков.
Необходимо провести анализ влияния западных санкций на таможенную службу, включая торговые ограничения и эмбарго, финансовые санкции и заморозку активов, а также технологические и логистические ограничения. Кроме того, необходимо проанализировать текущую инфраструктуру таможенной службы, включая человеческие ресурсы и потенциал, технологические возможности и системы, а также операционную эффективность и результативность.

2. Диверсификация торговых партнеров и маршрутов.
Следует разработать стратегии диверсификации торговых партнеров и маршрутов, включая расширение торговых отношений с незападными странами, определить альтернативные транспортные маршруты и режимы, а также усилить соглашения об упрощении процедур торговли со странами-партнерами.

3. Планирование действий в чрезвычайных ситуациях и управление кризисами.
Мера касается разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях и стратегий управления кризисами, включая:
• определение потенциальных рисков и уязвимостей;
• разработку планов и протоколов реагирования;
• создание групп управления кризисами и каналов связи.
Следуя этому структурированному подходу, таможенная служба может разработать комплексную стратегию для смягчения последствий западных санкций и повышения своей общей эффективности и результативности.

4. Международное сотрудничество и взаимодействие.
• Взаимодействие с международными организациями и форумами.
• Участие в региональных и двусторонних торговых соглашениях.
• Сотрудничество с другими таможенными службами для обмена передовым опытом и экспертизой.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions