– Маркировка продукции призвана представить конечному потребителю и контролирующим органам полную и достоверную информацию о товаре. Она содержит наименование ввозимой продукции, данные о стране-изготовителе, информацию о производителе, сведения об импортере, характеристики товара и т. д. В своей основе идея об обязательной маркировке призвана защитить потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции.
– Как складывался процесс введения цифровой маркировки в России?
– Он начался с фармацевтической отрасли. В феврале 2015 года было принято решение разработать федеральную государственную информационную систему (ФГИС), позволяющую вести мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя к потребителю с помощью маркировки. Разработка такой системы, а затем и проведение эксперимента были поручены ФНС России.
Впрочем, в короткие сроки и многие другие группы после тестирования и обкатки системы перешли в разряд товаров, подлежащих обязательной регистрации. Среди них к концу 2020 года оказались обувь, часть текстиля, парфюмерия и шины. Согласно принятым постановлениям, с 2021-го их продажа без DataMatrix-кода на этикетках – вне закона.
– Без исключений?
– Так не бывает! Это же все еще в каком-то смысле переходный этап. К примеру, необязательно наносить маркировку на пробники духов или флаконы объемом до 3 мл. Собственно, образцы и экспонаты в целом обычно не попадают под требования законов о маркировке, например, если их привозят участники международных выставок и ярмарок. Также лояльно относятся и к предметам гуманитарной и международной технической помощи. Вправе не обращать внимания на маркировку и магазины Duty Free. И это далеко не полный список исключений.
– А какие товарные группы уже на подходе?
– Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории. Сейчас проводятся эксперименты по маркировке средствами идентификации упакованной воды (до 01.03.2021 г.), молочной продукции (до 31.01.2021 г.), велосипедов и велосипедных рам (до 31.05.2021 г.), кресел-колясок (до 01.06.2021 г.).
– Какой все-таки сложился реальный опыт взаимодействия с системами маркировки и отслеживания у игроков рынка?
– У каждой отрасли, что неудивительно, свой. От коллег в фармацевтике я знаю, что для них этот процесс оказался уж очень затратным, да еще и привел к перебоям с поставками лекарств. Для корректной работы необходимо совместить информацию в коде с текущей учетной системой, при этом в 2D-сканере для работы с цифровой маркировкой должно быть предусмотрено несколько типов интерфейсов: USB, micro USB, USB type C, Bluetooth. Зато использование кодов привело к минимизации ручной обработки.
Те, кто занимается парфюмом, сообщают о технических сбоях в ФГИС, иногда фиксируют медленную работу системы. Под вопросом для них – что делать с остатками немаркированной продукции. Если она поступила в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет ее продавать до конца сентября 2021-го. Однако что будет дальше, непонятно, ведь парфюм – дорогостоящий товар с длинным сроком реализации. Наконец, грузом стало обязательное внедрение Track&Trace.
В молочной отрасли при импорте не все заводы готовы маркировать продукцию, если объем на РФ идет небольшой. При этом при низкой цене (масс-маркет) отмечается высокая себестоимость единицы товара.
– То есть процесс явно будет недешевым?
– Конечно. Он сопряжен с целым рядом затрат. Во-первых, коды. Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода в размере 50 коп. без НДС и 60 – с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача. Отдельно придется заплатить за печать, отдельно – за считывающее оборудование. Так, двухмерные сканеры обойдутся бизнесу от 4 до 10 тыс. руб. Новые онлайн-кассы – от 15 до 70 тыс. руб. Складам понадобится терминал сбора данных (от 20 до 100 тыс. руб.). Наконец, придется обновить кассовую программу (от 1,5 до 8 тыс. руб. на каждую кассу) и товароучетную систему (от 3 до 25 тыс. руб.).
Это базовые траты, без учета работы программистов, получения электронной подписи, регистрации в системе «Честный знак» и т. д.
Ради белого рынка всем его участникам придется затянуть пояса. Тем не менее есть надежда, что такое положение дел действительно станет стимулом для честных игроков и гарантом для покупателей.
Беседовала Юлия Чернышевская