+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.07.2017 16:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Мир движется в сторону «зеленых» технологий

Развитые страны Европы, США и Япония активно внедряют зеленые технологии в производстве и сфере транспорта. Россия в этом вопросе занимает отстающую позицию, считает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Никита Крупенский.
Мир движется в сторону «зеленых» технологий
– Что толкает мир идти по направлению зеленых технологий?

– В первую очередь, это снижение зависимости от нефтяных источников энергии. Сейчас Евросоюз и США разрабатывают нормативную базу по сокращению вредного воздействия на окружающую среду из-за использования традиционных видов топлив. Другой немаловажной причиной является нежелание жить в смоге, даже если это будет дороже обходиться.

– Какие меры необходимо принять, чтобы изменить экологическую ситуацию в мире?

– Необходимо снизить уровень зависимости бюджета страны от сырьевого рынка, это касательно России. В западных странах рынок возобновляемых источников энергии находится на очень высоком уровне и продолжает развиваться. Широкое применение находят оффшорные «ветряки» (ветряные станции), которые расположены в районе нейтральных вод, считается, что там происходит наиболее эффективный сбор энергии. В Германии до 25-30% используемой энергии, это энергия, вырабатываемая за счет использования возобновляемых источников от солнечных панелей, ветряных электростанций и т.д.

– Развиты ли в России тенденции, связанные с возобновляемыми видами топлива?

– В нашей стране до сих пор высок интерес к традиционным источникам энергии, таким как нефть, газ. Это связано с тем, что заниматься развитием альтернативных видов энергии и топлива затратно. Более того, из-за высокой зависимости бюджета страны от продаж традиционных топлив – не выгодно. Существуют отдельные случаи использования солнечных панелей, но в целом, до уровня Запада очень далеко.

– Как, на ваш взгляд, обстоит дело с внедрением «зеленых» технологий в российском транспорте?

– Если говорить про использование природного газа в железнодорожном транспорте, то сейчас ПГУПС занимается разработкой газотурбовозов. Если же говорить про электротягу, то у нас ведутся разработки, направленные на повышение эффективности систем рекуперации, при которых локомотив возвращает часть энергии от торможения обратно в сеть. Данная технология направлена на повышение эффективности использования электроэнергии в железнодорожном транспорте.

Все аккумуляторные технологии и технологии производства электродвигателей более развиты на Западе.

В автомобильном транспорте (легковые автомобили) развитие направлено на электрификацию транспорта. Относительно грузовых автомобилей, то тут в среднесрочной перспективе будет заметен постепенный отказ от традиционных дизельных ДВС и переход на гибридные силовые установки. Это может быть совмещение электродвигателя и дизельного двигателя либо совмещение газового двигателя и электродвигателя.

– Какова ситуация в России сейчас?

– На сегодняшний момент в автомобильном транспорте страны подавляющая часть всех авто работает на традиционных топливах. В перспективе, как я уже сказал, их заменят гибриды и электромобили. Что касается использования природного газа, трудно сказать, потому что для этого нужна соответствующая инфраструктура, развитие которой очень дорого. Кроме того, нужно учитывать дополнительные требования по эксплуатации и хранению таких автомобилей.

Наши крупные производства сжиженного газа нацелены на экспорт: Японию, Китай и Европу. Те станции, которые есть России – это маленькие компактные станции для местных нужд. В общем, ничего значительного.

Второе, это сеть дистрибуции, третье – проблема с заправкой, в условиях, когда отпускная стоимость природного газа регулируется не рыночными методами, а постановлением по ограничению отпускной стоимости природного газа. Нынешняя стоимость достаточно низкая и затраты, который несет оператор заправки для развития инфраструктуры полностью не окупятся.

Таким образом, продажа природного газа невыгодна, потому что требуется развитие инфраструктуры, а отпускная стоимость газа слишком низкая, чтобы приносить прибыль. Соответственно стоит вопрос о субсидировании операторов заправок, причем не за счет снижения цен на природный газ, а в целях развития инфраструктуры.

Беседовала Наталия Пан



Журнал РЖД-Партнер поддерживает экологические инициативы и приглашает компании стать участником или партнером форума «Зеленая» логистика: Идеи. Практика. Перспективы»! Подробности - в нашем специальном проекте.

По вопросам участия в форуме и его поддержки:

Ермоленко Марина

Директор по маркетингу

+7 (812) 418-3490 (доб. 444) marina@rzd-partner.ru

Взаимодействие со СМИ:

Чекмарева Ксения

ведущий менеджер отдела PR и внешних коммуникаций

+7 (812) 418-3491 ksenia92@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions