– Резкий дефицит кадров в логистике – это естественный результат коренных изменений в этом сегменте начиная с марта 2022 года. После сброса масок и радикального обрушения международных отношений с Россией так называемый цивилизованный мир запустил попытку разрушения логистических цепочек и маршрутов в надежде саботировать импорт и экспорт в нашей стране. Контейнерная логистика для нас, по сути, перезагрузилась – большинство решений и партнеров перестали работать. Разумеется, в данной отрасли это явление вызвало определенный стресс, который повлек за собой по нарастающей нехватку кадров. К декабрю 2024 года ни одна логистическая компания уже не испытывала иллюзий, что придется трудиться в условиях нехватки кадров, острота данного вопроса для всех участников рынка уже очевидна. Сегодня компаниям-экспедиторам и таможенным представителям необходимо отвечать на новые вызовы, доселе невиданные в данной сфере, а именно: как привлекать новых сотрудников? Как удержать действующих?
– Зарплаты в сфере транспорта, логистики и грузоперевозок претерпели значительные изменения, небывалый рост. Успокоилась ли ситуацию к концу года, или требования соискателей стали еще выше?
– Вопрос абстрактный, так как у нас зарплата отличается по регионам, в каждом регионе свой уровень. Поэтому я, пожалуй, отвечу в процентах, а не в реальных суммах.
На наш взгляд, динамика увеличения зарплат в данном сегменте имеет устойчивый рост. Если взять 2023 год за основу, то заработок основных специалистов в середине 2024 года уже составлял от +15 до 25% к уровню 2023-го. К декабрю 2024 года этот показатель, скорее, преобразился в 20–30%. И с января 2025-го стал составлять 25–40% прироста от уровня 2023 года. Этот шаг в начале 2025-го важно отметить, так как многие работодатели подводят итоги года и принимают управленческие решения с началом нового года.
– Учитывая уровень зарплат, который предлагался в 2024-м в сферах транспорта, логистики и перевозок, пользовались ли соответствующие вакансии повышенным спросом?
– В связи с тем, что произошла перезагрузка сегмента в сфере международной логистики, компании осознали необходимость быть гибкими и быстрыми, появился высокий интерес в отношении сотрудников, умеющих работать в режиме многозадачности, повышенных ритмов, ненормированности и стрессоустойчивости – то есть на людей, готовых трудиться в условиях быстрых перемен. Кандидаты с подобными компетенциями при нижайшем уровне безработицы должны очень хорошо зарабатывать, для работодателей это вопрос выживания в нише. Поэтому спрос на соответствующие вакансии в 2024 году был более чем повышенный, несмотря на, возможно, заявленный соискателем уровень зарплат выше среднего или выше рынка в принципе.
Можно еще добавить, что некоторые компании, у которых есть более серьезные активы, пошли по простому пути – перекупки кадров из других компаний, чем могли способствовать запуску цепной реакции роста зарплат в целом по рынку.
– Каковы прогнозы на 2025 год относительно дефицита персонала, количества вакантных мест, зарплат? Готовы ли работодатели к возможной второй волне турбулентности, или для нее нет предпосылок?
– Прогноз по кадрам на 2025 год, как говорят врачи, стабильно тяжелый. Мы не строим иллюзий и не ждем чудес, что в нашем бизнесе может произойти кадровое «вау». Недостаток кадров будет продолжаться, вакансии заполнять будет непросто, зарплаты, скорее всего, сохранят динамику роста порядка 5–15% год к году. В целом отрасль держится прежде всего на опыте и наработанных компетенциях специалистов, которые не появляются, а проходят серьезный профессиональный путь, со сложными, нестандартными, энергоемкими задачами, требующими зачастую творческого подхода. Так осуществляется «огранка», и через несколько лет из начинающих алмазов получаются настоящие бриллианты. Средний путь роста такого специалиста – около 4–5 лет. Соответственно, с помощью нехитрой математики, если взять точку кризиса в 2022 году, то потенциальную стабилизацию и относительное затишье на рынке кадров ВЭД стоит ждать в 2027 году. 2 года новой реальности уже осуществили естественный отбор в нашем динамичном мире логистики, кто-то сошел с дистанции, остальные работодатели сегодня точно имеют свои «прививки» и наработки для сохранения активности компании в условиях турбулентности как на рынке кадров, так и в целом на международной арене перевозок.
Беседовала Анна Маничева