+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2021 09:21:29
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

На контейнерном рынке вопрос стоит не в цене, а в самой возможности перевозки

На днях был запущен скоростной трансграничный грузовой сервис из Западной Сибири в Северную Европу, а также отправлен из Турции в Россию первый контейнерный поезд с бытовой техникой. Вопросы перспектив рынка контейнерных перевозок в России РЖД-Партнер адресовал операционному директору бизнес-юнита ВЭД Первой экспедиционной компании Сергею Сафонинкову.
На контейнерном рынке вопрос стоит не в цене, а в самой возможности перевозки
– Сергей, что в 2021 году будет способствовать дальнейшему росту контейнерных перевозок?

– Пока об увеличении объемов относительно предыдущего года речь не идет. Хорошо, если в 2021 году сохранится уровень, достигнутый в 2020-м. Способствовать росту может возврат контейнеров в Китай, а для этого необходима отмена ограничений во многих странах, возобновление производства товаров, которые они отправляют в Китай.

– Насколько, по Вашим оценкам, отмена китайских субсидий будет болезненной для контейнерного рынка РФ?

– Китай серьезно субсидировал доставку по Транссибу в рамках стратегии «Один пояс – один путь», руководствуясь своими экономическими и политическими интересами. Но субсидии имели серьезное влияние на контейнерные перевозки до пандемии, когда стоимость перевозки из Китая в Россию составляла $3 тыс. Без этой субсидии перевозка была нерентабельной, поскольку ее стоимость доходила до $4,5–5 тыс.

Сейчас тарифы находятся на таком высоком уровне, что $1,5–2 тыс. субсидий на контейнер большой роли не играют. Кроме того, вопрос об отмене субсидий возникает ежемесячно, поскольку китайские провинции продлевают ежемесячно сроком на 1 месяц, подписывая соответствующие соглашения.

Но даже если это произойдет, то заметного влияния на рынок это не окажет, поскольку сейчас импортеры ищут любые способы отправки контейнеров или грузов из Китая. Цена уже не является определяющим фактором: встают производства, получающие из Китая сырье, фармацевтические материалы, и магазины, которые завозят товары первой необходимости, они не могут ждать. Сейчас вопрос стоит не в цене, а в самой возможности перевозки.

– Какие главные проблемы существуют на рынке контейнерных перевозок?

– Главная проблема – нехватка контейнеров в Китае, а вернее – дисбаланс количества контейнеров между Китаем с одной стороны и Европы и США – с другой. Из нее вытекает еще одна проблема – высокие тарифы.

– Какими главными тенденциями можно охарактеризовать рынок контейнерных перевозок по итогам 2020 года?

– Главный тренд прошедшего года – пандемия и связанные с ней последствия: локдауны, временное перекрытие границ, неустойчивые курсы валют, нестабильность грузопотока, который сначала снижался – в первый локдаун, а затем начал расти, и нестабильность тарифов на грузоперевозки.

Объемы контейнерных перевозок в России растут уже пять лет. 2020 год не стал исключением и показал положительную динамику при замедлении макропараметров. Перевозки контейнеров по сети РЖД во всех видах сообщения по итогам 2020-го составили около 5,8 млн TEU. Это на 15,9% больше показателя 2019 года, ранее сообщало ОАО «РЖД».

Одним из основных событий на рынке контейнерных перевозок 2020 года стал дефицит контейнеров – кризис начался в ноябре-декабре и продолжается до сих пор. Возникновение и развитие контейнерного кризиса стали результатом действия нескольких факторов.

Первый. Большое количество грузов из КНР было вывезено не автомобильным транспортом, а морским и железнодорожным – в контейнерах из-за ограничений. В Китае до сих пор ограничено автомобильное сообщение с целым рядом стран, включая Россию. Через автомобильные пункты пропуска на российско-китайской границе в день до сих пор пропускают от 10 до 35 машин, причем приоритет отдается продуктовым грузам и почтовых бандеролям.

Второй. В прошлые годы контейнеры из Китая шли в Европу, там разгружались и использовались для отправки грузов в обратном направлении – из Европы в Китай. Но в 2020 году производство в Европе и, соответственно, объем экспорта, в том числе в Китай, были временно приостановлены, и, следовательно, контейнеры не возвращались в КНР.

Дело еще в том, что Китай, наращивая своей экспорт после первого локдауна, запретил часть импорта под предлогом профилактики завоза в страну COVID-19, а также ввел дополнительные ограничения.

Так, в ноябре было введено требование проведения обязательного обеззараживания и сертификации импортных продуктов питания. Таможенные органы КНР проводят тестирование поступающей продукции на предмет наличия на упаковке COVID-19, а транспортные компании, занимающиеся доставкой продуктов на базы внутри Китая, обязаны проводить дезинфекционные процедуры. В январе китайские власти ввели требование обязательной дезинфекции контейнеров, в которых в страну поступают грузы.

Все это привело к возникновению контейнерного кризиса, который, в свою очередь, спровоцировал перебои поставок и резкое повышение тарифов. Так, в ноябре 2020 года доставка 40-футового контейнера по морю из Азии в Европу составляла порядка $2 тыс. а в январе 2021 года – $9 тыс. За 8 недель ставка выросла более чем в 4 раза.

Что касается доставки между Россией и Китаем, в сентябре 2020-го ставка фрахта за один контейнер по морю составляла порядка $1,5–2 тыс., в январе она выросла до $9–11 тыс. То есть рост продолжился даже после пикового предновогоднего периода в декабре. Тарифы на доставку в Россию по железной дороге в связи с этим также выросли с $3–3,5 тыс. до $9–11 тыс. Проблема в том, что даже по этим ценам никто не может гарантировать своевременную отправку контейнера.

Впереди официальные выходные в Китае в связи с празднованием Нового года – с 11 по 17 февраля 2021 года. Мы прогнозируем, что рост ставок может продолжиться и продлится это ориентировочно до марта.

Влияние пандемии распространится как минимум на первую половину 2021-го, до окончания действия ограничений практически во всех странах мира. Соответственно, вряд ли стоит ожидать снижения тарифов в I полугодии.

– Что в целом послужило взрывному росту контейнерных перевозок по сети в 2020 году?

– Ограниченный режим работы автомобильных погранпереходов с Китаем в течение всего года, когда в день пропускали всего 10–20 машин, привел к тому, что часть грузопотока была переориентирована на железнодорожную доставку. Напомню, что ограничения сохраняются до сих пор.

Еще часть грузов стали доставлять по железной дороге после временного приостановления авиасообщения в период первого локдауна. Клиенты, для которых сроки доставки имеют большее значение, чем ее стоимость, выбирали способ доставки железнодорожным транспортом – контейнерными поездами.

Возврата ощутимого количества контейнеров в Китай можно ожидать не ранее января-февраля. Но в конце 2020 года Китай анонсировал меры по уменьшению дефицита контейнеров, в том числе власти помогут производителям контейнеров повысить производительность и ускорить оборачиваемость контейнеров на рынке. Китайская ассоциация контейнерной отрасли призвала производителей контейнеров увеличить производство. Так, с сентября прошлого года в КНР ежемесячно производится 300 тыс. TEU.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions