– Несмотря на то, что современные склады – это, как правило, одноэтажные здания без архитектурных и планировочных изысков, существует очень много нюансов, влияющих на будущую эксплуатацию склада, а экономия и ошибки, допущенные при проектировании и строительстве, в дальнейшем приводят к большим убыткам и потере производительности операций. Одна из самых характерных ошибок при проектировании склада – реализация проекта строительства без понимания специфики, объемов и возможных перспектив роста товарооборота, а также отсутствие четкого позиционирования будущего складского комплекса.
– Насколько российские регионы обеспечены складской инфраструктурой?
– Хорошо развита складская инфраструктура в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых крупных городах-миллионниках. Если говорить про Москву и Санкт-Петербург, то в отдельных частях этих городов есть определенный дефицит площадей. В регионах, особенно в 2020 году, появился интерес к развитию и строительству складов, что в основном связано с потребностью в распределительных центрах, прежде всего у ритейлеров, а также с ростом e-commerce и необходимостью быть ближе к своим потребителям. Поэтому многие компании, имеющие свободные средства, для которых рынок складских операций раньше был непрофильным, смотрят именно в сторону его развития и задумываются об инвестициях в складской бизнес.
– Если спрос на склады смещается в регионы, то появляется закономерный вопрос: с чем вызвана такая динамика?
– Прежде всего с тем, что инвестиции в склады в регионах гораздо ниже, рабочая сила дешевле, чем в крупных городах-миллионниках, идет развитие локального рынка за счет движения производителей и сетей в регионы, а также произошел скачок онлайн-торговли из-за пандемии.
– Какие современные инструменты позволяют качественно повысить эффективность работы склада?
– Прежде всего высококачественная WMS-система, которая позволяет анализировать текущие процессы и легко перенастраивать операции, передовые решения в стеллажном оборудовании, а также современные решения для сортировки отправлений, в связи с ростом доли e-commerce.
– Какие основные ошибки Вы можете назвать при организации взаимодействия склада с другими подразделениями компании?
– К основным ошибкам я бы отнес то, что очень часто компании недооценивают тот факт, что именно склад является сердцем компании, а проблемы в его работе напрямую влияют на бизнес организации. Имея четко построенные процессы, отвечающие требованиям (соглашениям) «клиент-поставщик» как внутри компании, так и вне ее, отличную складскую аналитику, в том числе и по продажам, можно серьезно повысить эффективность бизнеса.
Еще одной характерной ошибкой может являться то, что руководитель склада и через него его подчиненные считают, что если на складе все хорошо, то дальше нас мало что волнует. Или же когда они ищут оправдание своим ошибкам в других подразделениях. Нужно честно признавать свои ошибки и вовремя вносить коррективы в процессы, чтобы они не повторялись. Склад должен контролировать весь процесс от А до Я и никогда не отстраняться от проблем, если они влияют на складские процессы, будь они на производстве, в доставке и т. д. Ведь потери в продажах опять-таки влияют на склад, которому приходится обрабатывать возвраты и нести потери. Склад, особенно если он работает с товарами строгого учета, к примеру, такими как алкоголь, должен контролировать цепочку от заказа до клиента. Особенно важна в этом процессе работа с водителями на маршруте, так как именно они очень часто являются причиной недостач, излишков и пересортов.
– Какие основные сложности и проблемы Вы можете отметить на рынке складской логистики России?
– Отставание и слабое развитие современной складской инфраструктуры в регионах, недостаточный уровень автоматизации (включая WMS-системы, отвечающие современным требованиям). Если говорить про рынок 3PL-услуг, то здесь можно отметить очень сложный и неэффективный процесс интеграции с клиентами. У многих клиентов он находится еще в каменном веке, и обмен информацией осуществляется по почте, в лучшем случае – с помощью Excel. К сожалению, многие клиенты логистических операторов не особо стремятся что-то менять, так как считают, что если они отдали складские операции на аутсорсинг, то не стоит вкладываться в обмен данных. А это усложняет процесс работы операторов, так как приводит к увеличению ручной работы, плохому контролю за остатками и ошибкам в заказах.
Беседовала Юлия Чернышевская