– Мы передали пакет документов правительству области, в том числе финансово-экономические расчеты. Параметры проекта были рассчитаны на основании данных, полученных от профильных комитетов области. Это только первичная проработка, без глубокого погружения в специфику распределения пассажиропотока, необходимости переноса сетей, проведения геодезических исследований и прочего, что мы обычно анализируем в рамках создания технико-экономического обоснования. Губернатор и его команда ознакомились с документами и подтвердили свою заинтересованность в реализации транспортно-инфраструктурного комплекса. Однако, и это естественно, на данном этапе региональные власти не готовы выступать в качестве концедента. Сначала необходимо верифицировать представленные расчеты в рамках детального технико-экономического обоснования. Это дорогостоящая и продолжительная работа, к которой мы приступим, когда определимся с зонами ответственности и источниками финансирования.
В настоящее время, следуя рекомендациям правительства Ленинградской области продолжить работы по привлечению сторонних инвестиций, мы ведем переговоры с несколькими крупными компаниями, которые проявили интерес к участию в проекте. Параллельно наши специалисты взаимодействуют с профильными организациями для проведения независимой экспертизы и создания трафик-модели на обозначенном маршруте. Мы продолжаем работу. Это не единственный наш проект с российскими регионами. Мы рассчитываем, что сможем удовлетворить разные запросы для решения транспортных задач.
– В чем особенности/сложности территории Ленинградской области, где планируется возводить линии рельсострунных эстакад?
– Сложности, конечно, есть. Нужно учитывать, что это плотная жилая застройка с линиями электропередачи, дорогами и другой инфраструктурой. Несмотря на это предложен такой маршрут, который вписался в существующую застройку. Одно из наших преимуществ в том, что рельсострунную эстакаду проще интегрировать в уже сформированную городскую среду, чем построить новое метро, железную или автомобильную дорогу. Коммуникационные сети легко перенести в транспортную эстакаду, а также не требуется кардинальная перепланировка городской инфраструктуры.
– Почему, на Ваш взгляд, струнный транспорт подходит Ленобласти?
– Стоит задача – повысить уровень транспортной доступности населения г. Мурино, г. п. Бугры и д. Новое Девяткино – обеспечить быстрый и регулярный доступ к станции метро «Девяткино», изменить существующую дорожно-транспортную обстановку, снизить уровень аварийности и трафик наземного автотранспорта, перераспределив пассажирские потоки. Я считаю, что наш транспорт полностью справляется с заявленными задачами. Расчетное время в пути от начальной до конечной станции должно составить всего 12 минут. Трасса юнимобиля проходит над землей, поэтому нет риска застрять в пробке или попасть в ДТП. А также транспортно-инфраструктурные комплексы uST высокоэкологичны и отличаются практически нулевым воздействием на окружающую среду и низким уровнем шума, что улучшит экологическую обстановку за счет сокращения количества автотранспорта, разгрузки дорожной сети.
– Какие показатели по пассажиропотоку проект должен удовлетворить – каков запрос от властей области?
– Мы основывались на имеющихся в распоряжении властей документах – на комплексной схеме организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, а также утвержденной программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2035 года, которая была утверждена распоряжением правительства Ленобласти. Совместно с комитетом по транспорту и комитетом градостроительной политики Ленинградской области был проведен анализ пассажиропотока существующей жилой застройки и планируемого жилищного строительства, определен текущий и перспективный пассажиропоток. Количество людей в час, согласно предварительным оценкам, может достигать 7 тыс. Однако эта цифра не окончательная – она нуждается в уточнении и подтверждении, так как именно на основе этих данных строится финансовая модель проекта. Подтверждения данных о пассажиропотоке независимой стороной от нас на текущем этапе ожидают в правительстве.
Уже полученные результаты говорят о высокой рентабельности транспортного комплекса на основе наших решений на данном маршруте. По нашей оценке, при сопоставимой со стоимостью проезда в метро цене билета проект будет прибыльным, даже если пассажиропоток окажется на 40% меньше того, который был заложен в расчетные модели.
– Вы сообщали, что предварительно поездка обойдется в 55 руб. Как сложилась эта сумма? Или ее обозначили в правительстве области?
– С самого начала работы над проектом оговаривалось, что услуга должна быть доступной для жителей, сопоставима со стоимостью общественного транспорта, работающего в регионе. С учетом стоимости затрат, связанных с эксплуатаций комплекса, была определена целевая стоимость проездного билета на уровне 55 руб. Даже при такой стоимости наш транспортный комплекс получается рентабельным.
Необходимо отметить, что технология транспорта uST по размеру капитальных и эксплуатационных затрат – одна из самых экономичных в сравнении с другими видами транспорта, соответственно, мы рассчитываем выйти на точку безубыточности с 4–5-го года эксплуатации объекта.
– Насколько юнимобили способны работать с пассажиропотоком в агломерации Мурино – Бугры? Сколько юнимобилей нужно для обеспечения этого показателя?
– При планировании внутригородской ветки Бугры – Мурино – метро «Девяткино» мы ориентировались на пиковый пассажиропоток на линии до 7 тыс. пассажиров в час. Муринский маршрут предполагает использование 16-местных юнимобилей. Исходя из расчетов, доставлять жителей Мурино до метро «Девяткино» должны 35 юнимобилей, а жителей Бугров – 55.
– То, что проект должен быть реализован на частные инвестиции, оговаривалось сразу? Насколько реально подобные работы провести только за счет привлеченных средств?
– Со стороны властей не было заверений о вхождении в проект в рамках концессионного соглашения в качестве концедента, но мы обсуждали такую форму, как и стандартный инвестпроект – привлечение стороннего финансирования на разных условиях. У каждой формы есть свои плюсы и минусы. В первую очередь мы предлагаем технологию uST для решения транспортных задач. Для этого мы детально проработали вопрос, предоставили данные. Проект рентабельный, власти заинтересованы.
– Какие обязательства берет на себя при реализации проекта Ленобласть?
– Пока рано распределять обязательства, они будут обозначены после определения формы реализации. Все-таки это крупный инфраструктурный объект, поэтому потребуется плотное включение администрации в процессы. Как правило, создается рабочая группа, которая рассматривает вопросы. Очевидно, что необходимо выделение земли под опоры и сооружения комплекса, обсуждение тарифной политики, включение маршрута в общегородской и многое другое.
– Сколько времени потребуется для запуска нового транспорта, если проект будет согласован?
– Срок подготовки детального технико-экономического обоснования, которого ожидают от нас партнеры из администрации, – это примерно 6 месяцев. После предоставления такого документа мы сможем вернуться к обсуждению концессии или иных вариантов государственно-частного партнерства, имея на руках исчерпывающую информацию, достаточную для принятия решения о реализации проекта. Пока можем ориентироваться на средние показатели: технико-экономическое обоснование в среднем занимает 6 месяцев, проведение проектных работ – 12–18 месяцев, строительно-монтажные работы, поставка оборудования и подвижного состава – 12–18 месяцев. От 3 до 6 месяцев уходит на пусконаладочные работы, обучение персонала и введение комплекса в эксплуатацию.
Беседовала Полина Карпович