– Думаю, что вряд ли стоит ждать стремительного восстановления числа лизинговых сделок. Мы прогнозируем, что динамика в целом по рынку будет умеренно положительной. По прогнозу на I квартал, результаты по количеству сделок будут на 10–15% лучше прошлогодних.
– Какие сегменты лизинга пользуются повышенным спросом сейчас, в 2023 году (автотранспорт, спецтехника, воздушные суда, речные и морские суда, железнодорожный подвижной состав)?
– Мы фиксируем высокий спрос на специализированные железнодорожные платформы. Очередь на их производство расписана до конца следующего года. Сохраняется хороший спрос на спецтехнику, особенно на дорожно-строительную, на мусоровозы. Традиционно стабильный спрос сохраняется на грузовую технику.
– Согласно обзору Национального рейтингового агентства наиболее устойчивыми к кризису в 2022 году оказались сегменты спецтехники (падение составило около 8%). Какую динамику по лизингу спецтехники Вы ожидаете в 2023 году?
– Действительно, лизинг спецтехники – один из самых интересных сегментов в этом году. Проектная активность строительных компаний возобновилась, правительство РФ реализует ряд проектов с привлечением большого числа спецтехники.
В прошлом году Минтранс России оценивал потребность в дорожно-строительной технике на 2022–2024 гг. объеме около 30 тыс. ед. Такой существенный спрос в совокупности с господдержкой сегмента позволяет смотреть на его динамику с оптимизмом. Думаю, мы увидим хороший рост.
– ГК «Регион Лизинг» – лидер рынка лизинга в сегменте медицинской техники и фармацевтического оборудования. Какова динамика спроса на такое оборудование в настоящее время?
– Мы отмечаем высокий спрос в фармсегменте в части оборудования по производству вакцин. Остро стоит вопрос о замещении устаревшего оборудования новым. Потенциал для импортозамещения здесь большой, и мы видим колоссальные перспективы в данном направлении.
– Какие риски лизинговой отрасли остаются на сегодня на рынке? Какие пути решения Вы видите?
– Продолжается влияние геополитических и макроэкономических рисков, которые, в свою очередь, повышают для лизинговых компаний риски роста неплатежей. К счастью, пути решения уже отработаны лизинговой отраслью: особое внимание – к своему риск-аппетиту, активная работа с должниками.
В фокусе внимания остается работа с поставщиками в части оперативных поставок импортного имущества.
Беседовала Наталья Гусаченко