– Да. Полис страхования ответственности перевозчика – это фикция, нужная лишь для заключения договоров с иностранными компаниями и некоторыми госзаказчиками. По сути, это просто коммерческий расход перевозчика, который наращивает потенциальную базу клиентов.
Так что подавляющее число транспортных компаний возит грузы на сотни миллионов рублей на свой страх и риск. И это тоже в рамках законодательства. В России перевозчик, согласно действующему Гражданскому кодексу, несет полную ответственность за груз. Несет в одиночку. Если соотнести это положение с реальностью, то для нашей не самой крупной компании это означает полную материальную ответственность в размере около 250 млн руб. ежедневно. Ни одна страховая компания не берется страховать такой риск на условиях, которые выгодны участникам перевозочного процесса.
– Страховые компании продают также полис страхования грузов. А это работающий инструмент?
– Да. Полис страхования грузов позволяет грузовладельцу возместить потери в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей перевозчиком. К сожалению, рынок перевозок у нас в стране не настолько цивилизован, чтобы грузовладельцы самостоятельно страховали свой груз. Большинство уверены: перевозчик им возместит потери и без страхования, поскольку это его обязанность по законодательству.
– А как это в реальности происходит?
– Средняя стоимость товара в одной фуре превышает 6 млн руб. И в случае серьезного ДТП, пожара или действий мошенников выплата перевозчиком такой суммы выглядит или невозможной, на счету нет денег, или они есть, но их вывод приводит перевозчика к банкротству.
Ежегодно с рынка уходят сотни мелких перевозочных компаний именно в силу невозможности возместить клиенту потерю груза. В рамках существующего правового поля эта проблема нерешаема.
– Но ведь перевозчик сам может застраховать груз?
– Может. Но это приведет к резкому повышению цен на перевозку. И он не сможет зарабатывать, потому что просто не найдет клиентов за такой прайс.
– В таком случае как грузоперевозчик и страховая компания заключают договор об ответственности перевозчика, если обе стороны понимают: документ нерабочий?
– При страховании грузов обычно долго обсуждают условия генерального договора. Спорят из-за ставок, согласуют список документов, необходимых для получения страховой выплаты. Не секрет, что страховые компании изначально предъявляют немыслимые требования в этой части, чтобы избежать выплаты.
Если же стороны обсуждают договор страховой ответственности перевозчика, то ситуация совсем другая. Стороны прекрасно понимают: идет купля-продажа бумажки, которая нужна для коммерции. Поэтому обсуждается сумма полиса, порядок оплаты страховой премии и условия возврата части средств по истечении срока договора. Обычно перевозчику возвращается половина суммы либо «пропускается» по этому договору один или несколько убытков, чтобы тоже таким образом покрыть половину расходов перевозчика.
Беседовала Алена Алешина