– Как известно, товарооборот Китая и России за первое полугодие 2023 г. вырос на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составил $114,54 млрд. Китайский экспорт в Россию увеличился на 78,1%, до $52,284 млрд, а российский экспорт в КНР – на 19,4%, до $62,263 млрд. При этом общая динамика показателей в опубликованной статистике Китая носит не столь позитивный характер. Общий объем внешней торговли страны в первом полугодии 2023 г. сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4,7%, до $2,918 трлн. Экспорт упал до $1,663 трлн – на 3,2%, а импорт снизился до $1,255 трлн (на 6,7%). Вместе с тем в юанях ситуация выглядит иначе. Главное таможенное управление КНР фиксирует рост внешней торговли на 2,1%, до 20,1 трлн юаней, что обусловлено ослаблением национальной валюты к доллару. Увеличение товарооборота России и Китая очевидно, но вместе с тем мы отмечаем выравнивание их торгового баланса. Россия начала больше импортировать из Китая, в то время как ранее за счет энергоносителей больше экспортировала.
По данным Министерства торговли и промышленности Индии, за первые четыре месяца 2023 года Индия увеличила закупки российских товаров в 4,2 раза – до $20,5 млрд. Это позволило России занять второе место среди поставщиков товаров в эту страну. Индийский экспорт в РФ также вырос в 1,6 раза – до $1,3 млрд. А главными направлениями для экспорта товаров из этой страны стали США ($24,8 млрд), ОАЭ ($10,5 млрд) и Нидерланды ($9,3 млрд).
– Почему России интересна торговля с этими странами? Какие товары среди импорта и экспорта? К чему принципиально новому, дефицитному сейчас может получить доступ Россия, если усилит товарооборот с этими странами?
– Я бы отметил такие отрасли, как автомобилестроение, где мы видим бум со стороны производителей Китая, Вьетнама, которые «рвутся» на российский рынок, ритейл (включая fashion-retail), электронику и бытовую технику самого широкого профиля, где мы видим значительный (в том числе нереализованный) потенциал импорта.
– Ко всем ли обозначенным странам есть удобный транспортный доступ? Сообщение с какими странами серьезно ограничено инфраструктурой или требует построения сложных логистических маршрутов?
– Текущие транспортные коридоры так или иначе включают все существующие морские «врата» в РФ, сухопутные погранпереходы для автомобильного и железнодорожного транспорта. Здесь отметим значительный потенциал Северного морского пути (СМП), особенно весной 2024 года, если текущее тестирование сервисов из Китая по СМП летом-осенью 2023 позволит нам убедиться в реальных сроках доставки по этому маршруту, включающему такие порты РФ, как Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград.
– Есть ли в связи с этим перспективы по созданию новых логистических цепочек? Какие, в чем выражаются?
– Действующие опции/коридоры будут оставаться в максимальном приоритете, в том числе ввиду их удобства и низкого уровня цен. Опыт последних месяцев показывает, что рынок сейчас крайне настороженно относится к условно новым, непроверенным сервисам, хотя исключения также возможны.
– Позволит ли создание новых цепочек увеличить товарооборот? Насколько?
– Рост товарооборота представляется малореальным, во всяком случае, в 2023 году, поскольку рынок имеет чрезмерно волатильный характер, идет борьба за грузы, а не за провозные емкости. Любые новые схемы/маршруты/коридоры должны быть априори не только заведомо «рабочими», но также и максимально привлекательными по ценам, что весьма непросто.
Беседовала Анна Маничева