– Среди лидеров, конечно – автотранспорт. В основном используются тентованные фуры. Нельзя назвать одну причину такого состояния рынка – это эффект совокупности факторов.
Вот, к примеру, возьмем авиадоставку. Это быстро, но дорого, к тому же есть ограничения по габаритам груза, связанные с размерами погрузочного окна самолета. Самолеты используют в первую очередь для курьерской экспресс-доставки маленьких по весу грузов, писем, корреспонденции.
Железнодорожная доставка – дешево, но долго, актуально для тех, кто готов подождать. Железной дороге отдают предпочтение при доставке тяжелых и хрупких грузов на большие расстояния, например, одно из таких направлений – Москва – Владивосток.
Водная доставка актуальна, если речь идет про международные доставки, в том числе с других континентов.
А теперь возьмем малый и средний бизнес в РФ. В регионах они в основном работают без больших складских запасов, и им очень важен баланс между стоимостью и скоростью доставки. Автотранспорт же сочетает в себе все перечисленные преимущества по чуть-чуть: это не очень долго и приемлемо по цене. Вот и причина его популярности в данном сегменте.
– Какие в целом возникают сложности при организации доставки сборных грузов? Что может сделать клиент, а что – перевозчик, чтобы их избежать?
– Сложности, конечно, бывают. В их числе – потеря товарного вида в процессе транспортировки, засыл в другой город, из-за чего срок доставки растет, и подобные случаи. Везде присутствует человеческий фактор, поэтому перевозчику важно контролировать процессы погрузки на складах, правильную маркировку и компоновку груза, чтобы избежать этих проблем.
Клиенту же, в свою очередь, нужно понимать, какой груз он отправляет и какие есть требования у перевозчика для транспортировки данной категории груза. То есть если клиент отправляет аквариум и отказывается от жесткой упаковки и паллетизации груза, то никто не сможет ему гарантировать его сохранность. Также обязательный пункт в перевозке – страхование груза.
– Может ли государство помочь транспортникам расширить рынок доставки сборных грузов? Какие меры могли бы положительно на него воздействовать?
– Здесь меры должны касаться не именно сборных грузов, а в целом отрасли транспортной доставки. Те же дороги, благосостояние магистралей скажется положительно на всей отрасли.
– Как изменились потребности клиентов за последние пять лет?
– Не думаю, что они как-то кардинально изменились, но люди уже привыкают к сервису: отслеживание в режиме онлайн, удобство пользования сайтом и подобные вещи стали обязательными для успешного взаимодействия с партнерами. Смартфоны научили людей, что все должно быть на кончиках пальцев, поэтому сейчас все стремятся быть более удобными, как говорится, user-friendly. Цель – чтобы не было никаких подводных камней и груз доставлялся точно в срок и за приемлемую стоимость.
– Как на рынок логистики сборных грузов повлияли изменения, связанные с распространением пандемии?
– Произошла некоторая переоценка отрасли, где-то объемы упали, где-то, наоборот, выросли. Всеобщая идея доставки всего что угодно до дома и еще больший переход в онлайн позволили рынку взглянуть на себя по-другому.
– Представьте, что мы с Вами перенеслись на 10 лет вперед. Каким Вы видите рынок сборных перевозок в будущем?
– Думаю, что часть автоэкспедирования, так называемая последняя миля, будет выполняться дронами. И это ближайшее будущее! В дальнейшем, скорее всего, нас ждет всеобщая роботизация. А если шагнуть сильно вперед – беспилотные авто, которые активно тестируются в наше время. Все это на фоне общей автоматизации с момента сдачи груза на складе и до дальнейшей доставки до пункта назначения. Человеческий фактор будет сведен к минимуму. На общем качестве доставки это скажется положительно, разумеется.
Беседовала Юлия Чернышевская