– Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию с выходом в Турцию и страны Европы.
Казахстанская часть коридора проходит через порты Курык и Актау. Они специализируются на паромных перевозках железнодорожных контейнеров и грузовых ТС. Товары, доставленные железнодорожным или автомобильным транспортом, следуют к терминалу. Затем фуры и контейнеры грузят на паромы, которые держат путь в порты Баку или Алят. По прибытии составы становятся на рельсовую колею, автотранспорт возвращается на трассу. Следующий этап – доставка вглубь Азербайджана либо транзитом в сторону Грузии, Турции, Средиземноморского бассейна.
– Какими темпами развиваются порты? Достаточна ли эта скорость для закрытия возросших логистических потребностей?
– Да, порты активно развиваются, а грузопоток растет. Возьмем для примера порт Курык. По информации филиала ПЭК в Казахстане, за март – июль грузопоток через морскую гавань увеличился на 120% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важное преимущество порта Курык – круглогодичная навигация. За счет географического расположения акватория защищена от штормов и не покрывается льдом.
Морская гавань продолжает развиваться, и в перспективе ее мощностей хватит, чтобы справиться с растущими объемами. На площадке есть железнодорожные и автопаромные комплексы, специализированные терминалы, торгово-логистический комплекс, нефтеналивной терминал, СВХ, контейнерные площадки.
В 2022 году запланировано введение в эксплуатацию универсального перегрузочного терминала, рассчитанного на перевалку порядке 3 млн контейнерных, генеральных и навалочных грузов. Предстоит запуск терминала для наливных грузов, рассчитанного на обработку 2,9 млн т. Паромный комплекс и транспортно-логистический центр развиваются. На производственной площадке запланирован судоремонт, изготовление кессонов и металлоконструкций, по информации Kuryk Port Development.
– Какие ключевые задачи стоят в вопросе создания каспийского транспортного хаба и развития логистической инфраструктуры региона?
– Для создания единого транспортного узла в Каспийском бассейне необходимо объединить инфраструктурные мощности России, Ирана, Казахстана и других стран-партнеров.
С российской стороны необходимо развивать Махачкалинский торговый порт, порты Оля и Астрахань. Сейчас есть проблемы с низкой пропускной способностью в портах, мощности рассчитаны на перевалку порядка 5 млн т насыпных и наливных грузов, требуется контейнеризация.
Снижают пропускную способность размеры Волго-Каспийского судоходного канала и высокая заносимость акватории – загрязнение песком, илом. Углубить участок планируется только в 2023 году, а пока проходная осадка составляет 4,5 м (практически весь год), это мешает развитию морских перевозок.
– За счет чего можно усилить потенциал железной дороги в рамках МТК Север – Юг?
– Один из основных барьеров – отсутствие единого сухопутного маршрута. Важно ускорить строительство железнодорожной ветки Решт – Астара протяженностью 165 км. Этот железнодорожный коридор – последний незавершенный участок маршрута МТК Север – Юг, который пролегает по западному побережью Каспийского порта из России через Азербайджан и Иран в Индию. Маршрут проходит в том числе через территорию Казахстана и Туркменистана.
Решт – Астара объединит Азербайджан, Иран и Россию в целостный коридор, что позволит сократить сроки доставки на 10–50% в зависимости от направления.
Возможность роста транзитных перевозок ограничивает и инфраструктура Ирана: большинство железных дорог в стране однопутные и неэлектрифицированные. Дополнительные трудности могут возникнуть из-за того, что железные дороги Ирана имеют ширину колеи 1435 мм, а в России, Казахстане и других странах СНГ – 1520 мм. При смене вагонных тележек потребуется дополнительное время.
Если развивать МТК Север – Юг быстрыми темпами, адаптировать инфраструктуру, то сроки перевозки можно сократить, снизив зависимость от внешних факторов. Например, доставлять грузы из Индии в Россию по МТК есть возможность в два раза быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал.
Беседовала Юлия Чернышевская