– Вопрос цифровизации операционных процессов как никогда актуален. Несмотря на то, что компании инвестируют в цифровизацию уже продолжительное время, уровень цифровизации процессов пока не достаточен. Согласно опросам представителей компаний, занимающихся грузоперевозками, даже такой вопрос, как развитие электронного документооборота, решенный в других бизнес-направлениях (например, электронный документооборот между контрагентами в части бухгалтерского учета), остро стоит на повестке дня. Компаниям не хватает прозрачности процессов: наличия актуальных данных об исполнении операций, интеграций между участниками перевозки и удобной отчетности.
– Стоит отметить, что компании отрасли рассматривают и области, связанные с внедрением ИИ и роботизацией, что во многом обусловлено проблематикой с доступностью персонала, и в первую очередь – квалифицированного персонала. Как за последние годы изменился уровень цифровизации в грузоперевозках, на ваш взгляд?
– Уровень цифровизации вырос. Значительнее изменился уровень в автоперевозках, например, GPS-трекеры авто стали уже чем-то вполне обычным, как и облачные решения.
– Логистические сервисы в «одном окне». Эффективна ли такая система? Есть ли у нее минусы?
– Да, система эффективна. Она позволит сэкономить на автоматизации, операциях и повысить уровень информационного обмена. Основные недостатки – подобного рода решения только развиваются, нет некого стандарта. Если мы говорим о крупных компаниях (сотни вагонов в день), то возникает вопрос о том, что подобного рода сервис должен быть интегрирован с внутренними процессами и системами компании, что требует выбрать подобного рода сервис надолго.
– Много говорится также о росте интереса к биржам грузоперевозок и вообще о росте этого рынка. Как они меняют работу по организации грузоперевозок, по вашему мнению?
– В течение последних десяти лет регулярно на российском рынке появляются цифровые сервисы, которые направлены на «уберизацию» грузовой логистики. Попытки создать удобный цифровой сервис есть: Roolz, «Умная Логистика», Worketa, Monopoly.Online.
Пока на рынке нет крупных платформ, которые бы заняли доминирующую или заметную долю рынка, как, например, «Яндекс.Маркет» на рынке маркетплейсов. Потенциал рынка цифровизации логистики весьма серьезный, но в первую очередь он находится в поле онлайн-платформ, работающих по мультимодальному принципу. На мой взгляд, для успешности uber-платформ важна равноудаленность оператора сервиса как от поставщиков, так и от заказчиков перевозок.
Основная проблематика текущих бирж – уровень доверия. Грузоперевозчики хотели бы видеть все этапы перевозки в одном окне (разные моды, направления, поддерживаемые разными контрагентами), но готовы ли контрагенты (особенно крупные представители бизнеса) сотрудничать с агрегаторами? Возможно, удастся решить вопрос за счет создания независимого агрегатора, который не вовлечен в конкуренцию непосредственно на рынке операций среди компаний. Или создать агрегатора сможет компания, в силу ситуации являющаяся монополистом и которой не нужно конкурировать на рынке.
Беседовала Полина Карпович
Напомним, что вопросы, связанные с цифровизацией перевозочных процессов, будут обсуждаться на XXII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 12 декабря 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам повышения качества оказываемых на сети РЖД услуг и эффективности эксплуатационной работы, а также 4 тематические дискуссии: о цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, мультимодальных перевозках и тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.