– Полагаю, это невыгодно страховым компаниям, учитывая сложившуюся практику на рынке, когда заказчики требуют именно полис страхования гражданской ответственности экспедитора/перевозчика, которая обеспечивает постоянный приток денежных средств в страховые компании, при этом выплаты единичны. Такой «невыплатой» страховой продукт очень выгоден страховым компаниям, поэтому они не спешат менять свои правила и условия. Зачем платить, когда можно не платить?
– Но в 2020 году были внесены правки в 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» и 87-ФЗ «О транспортной экспедиционной деятельности». Значит, условия работы должны были измениться?
– Должны были, но они не изменили ситуацию на рынке. Могу предположить, произошло это из-за того, что страхование ответственности экспедитора «не предполагает» выплат. Для признания случая страховым необходимо доказательство факта вины перевозчика, что влечет за собой долгий и сложный процесс сбора документов для получения выплат.
– В России страхуют груз, а во всем мире – отнесенность грузоперевозчика. В чем принципиальная разница?
– Страхование груза – это имущественное страхование, где объектом страхования выступает имущество. Страхование осуществляется на случай утраты или повреждения этого имущества.
Тогда как страхование гражданской ответственности – это страхование на случай предъявления претензий от третьих лиц в связи с причинением вреда к страхователю/застрахованному лицу. При работе с перевозчиками часто слышу: страхование гражданской ответственности экспедитора не работает. В итоге грузоперевозчик возмещает ущерб за свой счет.
– Но может ли перевозчик вообще отказаться от страховки?
– Нет. Полис требует заказчик. И поэтому перевозчиками страхование воспринимается как «оброк», а не как инструмент защиты имущественных интересов перевозчика. Кстати, в случае отказа страховой компании в выплате страдает не только перевозчик, но и заказчик, так как шансы получить возмещение за ущерб по грузу существенно снижаются.
Беседовала Алена Алешина