– Из последних изменений в работе таможни хотелось бы отметить следующие: участникам ВЭД разрешили показывать, что компании используют платежных агентов. До весны 2022 года действовало правило: кто указан в таможенной декларации как покупатель, тот и должен оплачивать товар и предоставлять подтверждение об оплате товара. В настоящее время по прежней схеме работать практически невозможно – реальные покупатели не могут оплачивать товары. Таможня, по сути, закрывает глаза на то, что покупка товаров идет через третьи страны. Эти послабления позволяют экспортерам указывать в документах настоящего производителя. Им стало легче реализовывать процесс таможенной очистки. Об этих переменах не говорят публично, но это очень существенный момент, и хотелось бы его отметить.
Кроме того, таможенные органы стали проверять больше грузов вручную и меньше пропускать «автоматом». Они начали чаще запрашивать сертификаты соответствия на оборудование, чего раньше практически не делали. Нас эти перемены не смущают, потому что мы работаем таможенными брокерами и оформляем все документы в соответствии с действующим законодательством.
– Какие инструменты, включенные в Стратегию, вы считаете наиболее необходимыми и удобными?
– Из-за сложностей с трансграничными платежами сейчас все чаще обсуждается вопрос оплаты грузов криптовалютой. Однако индустрии поставок сложного технического оборудования такая схема не подойдет. Наши поставщики очень консервативны, предпочитают «живые» деньги – евро, доллары. Скорее всего, они не согласятся. По крайней мере, в обозримом будущем. Может быть, компании из таких отраслей, как IT, будут готовы в ближайшее время работать с криптовалютой.
– Возникают ли проблемы при работе с таможней? Какие проблемы необходимо решить в срочном порядке?
– Если говорить о проблемных моментах во взаимодействии с таможенными органами, то это снижение числа автоматических пропусков, о чем я уже упоминал. Но для нас ничего не поменялось – у нашей компании поставки осуществляются одними и теми же поставщиками на протяжении десятка лет. Благодаря этому накоплена определенная база, и мы не испытываем каких-либо трудностей.
Если говорить о работе РЖД, у нас время от времени возникают проблемы с подачей платформ. Срок ожидания ранее составлял от 1 до 2 недель. Эта проблема была всегда, а сейчас срок ожидания увеличился вдвое – до 3–4 недель. В качестве альтернативы мы используем грузовой транспорт, который даже из Владивостока хорошо доставляет оборудование. Но мы с пониманием относимся к возникающим задержкам.
Беседовала Анна Маничева