– Это проблема всех масс-ориентированных сегментов рынка. Работнику, задействованному на низкоквалифицированных специальностях, свойственно чаще, чем персоналу более высокой квалификации, менять не только само место работы, но и в принципе отрасль, в которой он трудится. Как правило, на подобные специальности довольно низкий порог входа в профессию, что обуславливает вероятность ротации/текучки персонала в любой сфере, и транспортной логистике в том числе. Учитывая данный факт, мы понимаем, что конкуренция за подобный персонал идет не только по отрасли, в которой работает компания, а по всему рынку в целом. Например, подсобный рабочий может трудиться на складе логистической компании, в магазине продовольственных товаров, на стройке, на заводе и т. д. Тем самым дефицит такого персонала становится общерыночным. В допандемийные времена такой вопрос решался привлечением мигрантов, которые осуществляли демпинг на рынке труда. Сейчас же мигрант зачастую «стоит» дороже, чем коренное население.
– Как на сферу логистики повлияла оптимизация системы образования?
– Это коснулось персонала всех областей. Особенно больно она ударила по среднему специальному образованию. Чаще всего в транспортно-логистических компаниях именно такие линейные специалисты составляют основной костяк: водители, экспедиторы, логисты, диспетчеры, специалисты, обслуживающие технику, и т. д. Постепенное планомерное закрытие колледжей/техникумов в моменте способствует уменьшению расходной части бюджета, но в перспективе порождает дефицит квалифицированного персонала. Сейчас мы пожинаем плоды ошибок минувших лет. Например, дефицит профессиональных водителей является проблемой не только в РФ, но и в мире в целом.
Программы подготовки специалистов – еще одна боль. Почти всегда они не успевают за быстроразвивающимися сферами и обучают, используя материалы и методики даже не 5-летней давности, в то время как сама отрасль видоизменяется ежегодно. Цифровизация плотно окутала все сферы жизнедеятельности человека, и в итоге на рынке лидируют те компании, которые смогли максимально качественно преобразовать в цифру свои бизнес-процессы. А уже с этими глобальными цифровыми системами в рамках индустрии 4.0 должны работать специалисты, и вот этому их и надо учить. В идеале взращивать персонал под себя.
– Изменилось ли что-то в работе с персоналом после пандемии?
– В России существенно сократились инвестиции в человеческий капитал. Хотя ведущие мировые компании уже отметили для себя, что сокращение расходов на персонал – последняя ступень оптимизации, когда оптимизировать что-либо еще не представляется возможным. Любая организация – это совокупность людей, занимающихся единым делом. Чем профессиональнее команда – тем лучше результат. Профессиональные игроки рынка формируют свою команду, приглашая ведущих заграничных тренеров, инвестируя в человеческий капитал. К сожалению, не все компании следуют современным тенденциям, а пандемийная неопределенность заставляет топ-менеджмент принимать необдуманные решения. Стоит отметить, что на сегодняшний день развитие интернет-технологий позволяет персоналу развиваться и в удаленном формате.
– Есть ли еще какие-то тенденции, которые Вы бы хотели отметить?
– Рост агрегаторных площадок. Безусловно, уберизация значительно упрощает ряд ежедневно происходящих процессов, однако есть риск усиления скрытой монополизации ряда отдельных сфер, в том числе и в логистическом секторе. Сильная монополия не нуждается в квалифицированных специалистах, развивающих рынок. Ее нужда – в огромном количестве исполнителей на простейшие базовые задачи.
Не так давно состоялся примечательный мировой инцидент с огромным контейнеровозом Ever Given тайваньской компании Evergreen. Сев на мель и застопорив в буквальном смысле очень важный с логистической точки зрения Суэцкий канал, он сбил на определенный период отлаженные процессы, выстроенные специалистами по управлению цепями поставок. Сама ситуация, по имеющейся информации, возникла не из-за каких-либо технических факторов, а из-за ошибок команды, человеческого ресурса компании Evergreen. Необходимо не забывать, что только вклад компании в человеческий капитал позволяет формировать эффективные команды, не совершающие ошибок или же сокращающие вероятность их появления до минимума.