+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2024 12:04:25
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

«Уступающий характер»: как укротить электросамокаты?

Не всем городским жителям по душе электросамокаты, кто-то считает их откровенно раздражающим транспортом. В том числе потому, что аварии с участием различных средств индивидуальной мобильности (СИМ) уже не редкость. Повальная эксплуатация СИМ способствует постепенному формированию правовых норм, регулирующих область. О том, как по закону ездить на самокатах и можно ли застраховаться от инцидентов, рассказывает генеральный директор юридической компании OrçLaw Шамиль Алаев.
«Уступающий характер»: как укротить электросамокаты?

– Шамиль Абасович, как понять, что – СИМ, а что – нет? Какие нормы закреплены в законе?

– Законодатель считает самокаты особым транспортным средством. Самокаты, как и гироскутеры, сигвеи, моноколеса, являются средством индивидуальной мобильности. Однако так было не всегда: отсутствие четкого регулирования и регламентации в законе понятия СИМ спровоцировало отсутствие единообразия судебной практики. В гражданских делах проезд на электросамокате могли приравнять как к проезду на мопеде, так и вовсе отождествить с пешей прогулкой. Удручающая ситуация изменилась в 2023 году, когда вступили в силу поправки в ПДД, официально закрепившие статус СИМ.

Там определились ключевые признаки СИМ: наличие нескольких колес, предназначенность для индивидуального передвижения, а самое главное – наличие электрического двигателя. Таким образом, обычные ролики или самокаты не будут являться СИМ, к их пользователям будут применяться правила для пешеходов. Стоит отметить, что для пользования СИМ не требуются водительские права, однако в случае, если мощность СИМ будет превышать 250 Вт, для управления средством будут требоваться права категории «М».

– То есть в законе появились не только определения, но и четкие правила передвижения?

– Да, до поправок в ПДД не существовало четкой регламентации езды на электросамокатах и СИМ в принципе. Теперь же появился ряд запретов и дозволений. Перечень открывает режим возрастного регулирования. Так, дети до 7 лет могут передвигаться по тротуарам, пешеходным зонам, вело- и пешеходным дорожкам, однако лишь в сопровождении взрослого! Последнее ограничение теряет свою силу по достижении юным водителем 7 лет.

После достижения 14-летнего возраста появляются новые возможности для передвижения, например, по обочинам, или по-взрослому: по правому краю проезжей части. Для этого требуется удовлетворение трех критериев: отсутствие велосипедной и велопешеходной дорожки, тротуара или пешеходной дорожки и обочины, либо невозможность двигаться по ним; установлено ограничение для транспорта в 60 км/ч; СИМ оборудовано звуковым сигналом, тормозной системой, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой/фонарем белого цвета спереди.

Законодатель предусматривает ряд ограничений для водителей электросамокатов: важнейшим из них является, безусловно, скоростное. ПДД закрепляет скоростной режим электросамокатов в пределах 25 км/ч. Ограничения также касаются движения по автомагистралям – под запрет попала как буксировка СИМ иными транспортными средствами, так и буксировка их при помощи СИМ. Также такие ТС лишены права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева, даже припаркованный автомобиль.

В целом характер движения СИМ по дорогам носит «уступающий характер»: при выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать дорогу всем участникам движения, а также при пересечении дороги вне перекрестков. Однако есть и определенные преимущества: в велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед любыми видами механического транспорта и могут двигаться по всей ширине проезжей части.

– Какие правоприменительные практики уже существуют в отношении граждан, управляющих СИМ?

– Эксплуатация СИМ уже становится более чем обыденной областью нашей жизни, поэтому не вызывает удивления постепенное формирование вокруг СИМ как транспортного средства целого массива судебной практики. Дела доходят даже до высших судов. Можно вспомнить постановление Верховного суда от 17 мая 2024 года. Дело кажется обычным, Верховный суд постановил, что решение 7-го кассационного суда общей юрисдикции по делу об административном нарушении остается в силе. Суть дела заключается в том, что водитель отказался пройти медосвидетельствование, инициирование сотрудниками полиции по подозрению в алкогольном опьянении, что повлекло за собой лишение прав водить транспортное средство вкупе с административным штрафом в 30 тыс. руб. Примечательно в этом деле то, что гражданин передвигался не на «классическом» транспортном средстве по типу машины или мотоцикла, а на электросамокате. И очевиден тот факт, что казусы с участием СИМов будут все чаще мелькать в практике судов.

– Об инцидентах с участием СИМ в новостях можно читать едва ли не каждый день. Существует возможность страхования своей ответственности, как ОСАГО?

– Участились случаи аварий на электросамокатах, особенно среди курьеров, которые повсеместно ими пользуются. Так, например, известен случай, когда курьер в Москве наехал на 6-летнего мальчика, после чего, не оказав помощи, скрылся. Впоследствии доставщик был задержан, действия мужчины квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Безусловно, в высоких кабинетах не могли не озаботиться таким положением дел: в Госдуме был предложен законопроект, который обяжет частых пользователей электросамокатов оформлять страхование гражданской ответственности. По мнению инициатора проекта Александра Якубовского, смыслом проекта будет служить взыскание с самокатчиков причиненного ущерба в гражданском порядке в пользу потерпевших в случае аварии или иного происшествия. Проект имеет большой потенциал. Он уже получил одобрение Центробанка.

Электросамокаты ныне пользуются все большей популярностью как среди молодежи, так и среди людей возраста 30+. Транспорт доступен, удобен, довольно экологичен и легче в эксплуатации, чем тот же автомобиль. Нам же как юристам очевидно, что столь повальная эксплуатация электросамокатов будет способствовать тому, что область будет «обрастать» все большим числом правовых норм, регулирующих ее. И это хорошо. Область жизни определенно нуждается в расширенной регламентации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions