– В октябре спрос на рынке аммиака и карбамида все еще слабый, но потихоньку начал свое восстановление после ситуации с коронавирусом, о чем свидетельствуют растущие мировые цены.
Так, мировые цены на аммиак в сентябре 2020 года выросли на $19 в сравнении с августом 2020-го. Рост цены на аммиак произошел на фоне восстановления спроса в Европе и Северной Африке.
Цены на карбамид восстановились после вспышки коронавируса и в текущем периоде зафиксировались на уровне августа 2020 года с незначительным снижением (-$2), которое связано с тем, что новый тендер в Индии так и не был объявлен, игроки заняли выжидательную позицию. Также существует риск выхода Китая с продуктом на экспорт.
– Есть ли какие-то проблемы со сбытом?
– Цены на продукцию растут не так быстро, как хотелось бы. На рынке удобрений все еще нет большой активности, спрос хоть и начал свое восстановление, но рост несущественный.
Спрос восточнее Суэцкого канала начал восстанавливаться, но несмотря на осуществленную продажу аммиака в Азию по хорошей цене ТОАЗ не удалось оказать достаточного влияния на мировые цены на аммиак.
– В какой момент возникают сложности?
– Сложности возникают при наличии свободных незаконтрактованных объемов (спот продажи) в периоды слабого спроса на продукт. В такой ситуации сложно реализовать продукт, при этом цена может опуститься ниже текущей рыночной, что послужит индикативом для определения мировых цен в последующем периоде.
– Какие выходы из сложившихся трудностей Вы видите?
– При неактивном рынке существует малая возможность влияния на мировые цены на аммиак. Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации будет увеличение эффективности деятельности компании, в том числе за счет сокращения издержек, оптимизации программы поставок продукции, продаж спотовых объемов по наиболее выгодной для ТОАЗ цене.
– Кто мог бы решить существующие проблемы?
– В первую очередь – руководители компаний основных игроков химотрасли, как описано выше.
– В чем выгоднее с экономической точки зрения перевозить удобрения? В какие страны в первую очередь осуществляется перевозка удобрений и что перевозят?
– Все зависит от вида продукта, его количества и направления поставки. Например, аммиак на экспорт отгружается преимущественно через аммиакопровод на собственные суда и далее по морю непосредственно до потребителя. Отгрузка в собственных судах дает дополнительную гибкость по времени поставок. В данном случае наиболее выгодными перевозками будут являться те направления, которые находятся ближе к порту Южный. В то же время аммиак может отгружаться по железной дороге, реже – автотранспортом.
Если говорить про экспорт аммиака, то в большей степени перевозка удобрения осуществляется в Турцию, Болгарию, Испанию, Тунис, Марокко, Индию. Что касается карбамида, то это страны Латинской Америки.
Беседовала Алина Хохлова