– Я хотел бы наибольшее внимание уделить вопросам контейнерных перевозок. Это один из наиболее важных видов перевозок, унифицированных с различными видами транспорта. Значительная часть высокотехнологичной продукции перевозится именно в контейнерах. Кроме того, если не брать в расчет топливные и угольные грузы, то порядка 75% экспортных и импортных грузов в России перевозится именно в контейнерах.
В 2024 году сложилась следующая ситуация с переработкой контейнеров в Западной Сибири. За январь – апрель 2024 прирост объема переработки составил 19,7% к аналогичному уровню 2023 года. Начиная с мая темп роста объемов переработки контейнеров начал снижаться, в итоге за январь – июнь общий прирост составил 18,4%. В июле – начале августа темп прироста продолжил снижение. Вышеприведенные данные взяты с учетом транзита, то есть с учетом перегрузки контейнеров с полувагонов, прибывающих в Новосибирский транспортно-логистический узел, на фитинговые платформы, которые затем отправляются в Европейскую часть России, а полувагоны отправляются на Кузбасс для последующей загрузки углем.
Прирост контейнеров, которые генерируются в Новосибирском транспортном узле или прибывают в него, идет меньшими темпами. В I квартале 2024 года прирост составил 10,3%. Затем отмечается снижение темпов прироста. В результате объем переработки в июле 2024 года соответствует уровню июля 2023-го. В целом прирост за январь – июль по собственной грузовой базе Новосибирского транспортно-логистического узла составил 8,1%.
– Какие сложности с отправкой и продвижением контейнеров можно обозначить в июле 2024 года в Сибири? Июльские цифры по погрузке в целом многих взволновали, хотя категория грузов, куда входят в том числе контейнерные грузы, показала +1%, согласно данным ОАО «РЖД».
– В Западной Сибири снизилась погрузка контейнеров, как и по всей стране. Я уже говорил выше, что до июня месяца 2024 года мы шли с повышением объемов погрузки к аналогичному периоду 2023-го, а вот июль уже сработали на уровне прошлого года. При этом темп прироста объема отгрузки начал падать примерно с мая 2024 года.
Здесь есть ряд причин. Я бы хотел отметить одну из самых важных – снижение объема экспортных и импортных перевозок между Россией и Китаем. Это связано с введением США и странами ЕС вторичных санкций в отношении китайских компаний. В результате ряд китайских компаний расторгли договора о поставке продукции, в том числе промышленного назначения, из Китая в регионы Сибири и из регионов Сибири в Китай. Были случаи, когда с контейнерных терминалов в Китае возвращали уже отгруженную продукцию. Соответственно, снижается и экспорт.
Возникли проблемы с обеспечением платежей, несмотря на переход в расчетах на юани. Соответствующие структуры в США начали отслеживать движение финансовых потоков не только в долларах и евро, но и юанях, и накладывать вторичные санкции. В результате многие банки и коммерческие структуры Китая отказываются от работы с Россией. У нас есть надежда, что данный вопрос будет решен, уже вырабатывается ряд механизмов, позволяющих обойти вторичные санкции. В случае их реализации, надеемся, что рост перевозок возобновится.
– На каких участках, если говорить о железной дороге в целом, отмечаются наибольшие трудности, по вашим ощущениям?
– Наверное, самой проблемной остается ситуация на Восточном полигоне Российских железных дорог. Данная ситуация была связана с несколькими факторами: санкционной политикой США, стран ЕС и других недружественных государств. Это привело к переориентации грузопотока на восток. В результате существенно вырос объем перевозок в Китай и дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона из Центральной части России, Урала.
Сибирские регионы также нарастили объемы в этом направлении. Вырос объем перевозки угля на экспорт в направлении портов Дальнего Востока и сухопутных пограничных переходов. Этот груз к тому же был признан приоритетным грузом. Все это вызвало дефицит провозных и пропускных способностей на Восточном полигоне.
В настоящее время правительством РФ и ОАО «РЖД» реализуется ряд мер по модернизации Восточного полигона. Понятно, что это требует времени. Мы уже сегодня видим, что реализация этих задач идет и приносит конкретные положительные результаты, но острота вопроса в полной мере пока не снята.
Беседовала Полина Карпович
Напомним, что вопросы, связанные с контейнерными перевозками, будут обсуждаться на деловом семинаре «Контейнерные перевозки», который состоится 29 августа 2024 года в г. Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Начало мероприятия – 10.00. Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Участие возможно как в офлайн-, так и онлайн-формате.
На семинаре будут освещены различные темы, связанные с контейнерами: поговорим о динамике контейнерных перевозок, особенностях работы с ними на маршрутах Россия – Китай, ЕАЭС, МТК Север – Юг, эффективности логистических операций и способах минимизации логистических издержек, тарификации для перевозок контейнеров разными видами транспорта, современных технологических решениях и развитии инфраструктуры для обработки и перевалки контейнерных грузов и др. К участию приглашены ведущие отраслевые эксперты и представители контейнерного рынка.
По вопросу участия в мероприятии обращайтесь по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru