– Да. Цепочка поставок как услуга (SCaaS) дает участникам перевозочного процесса гибкость для корректировки или масштабирования маршрутов. Только время на обработку заявок сокращается минимум на 15%. Это происходит за счет минимизации телефонных переговоров. Клиент может самостоятельно оформить отправку груза.
NFT и блокчейн не только повышают прозрачность и скорость обмена данными, но и гарантируют их безопасность. Они, в отличие от бумажных носителей, легко отслеживаются и не подвержены порче или потере. Например, использование блокчейн-технологии позволило заказчику в режиме онлайн отследить доставку трубопроводной арматуры от завода-производителя в Великом Новгороде до конечной точки, платформы Приразломная в Печорском море и до базы хранения в Мурманске. Компания, которая занимается разведкой и разработкой месторождений нефти и газа, а также нефтепереработкой и реализацией нефтепродуктов, следила за погрузочно-разгрузочными работами, маршрутом и скоростью движения груза, а также за всеми остановками благодаря радиочастотным меткам (RFID) и датчикам спутникового позиционирования (GPS). Блокчейн, уверен, повысит доверие к логистическим компаниям.
– Вы говорите о решениях для автоматизации управления транспортом от иностранных программистов?
– Нет. Есть платформы от Mail.Ru Group и Tibbo. Они уже мониторят транспортировку грузов, а также контролируют спецтехнику на горнодобывающих предприятиях. И не только. Их используют при перевозке скоропорта, благодаря автоматизации потери от порчи груза сокращаются на 30%.
Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно перевозит около 300 тыс. т грузов. Интенсивность – 3 млн машино-часов. В этом году комбинат апробирует цифровую платформу, которая контролирует работу не только собственной техники, но и подрядчиков. Ожидается, что технология на 30% сократит холостой пробег автотранспорта, на 7% – простои на линии и вдвое уменьшит временные потери на внутренние процессы: технология уведомляет о возможных поломках и необходимости техобслуживания.
Российский рынок предлагает отслеживать грузоперевозки с помощью «Автотрекера», GLOBAL, ГЛОНАСС. После обновления последнего точность навигации – менее 30 см. А GPS перестанет быть инструментом для ориентации в новых локациях, но получит контроль за передвижением всего автопарка, грузов и их сохранностью.
– Станет противоугонной системой?
– Да. Круглосуточный мониторинг как отслеживает расход топлива каждым грузовиком, так и исключает холостой ход, превышение скорости или использование транспорта в личных целях.
Ожидается, что около 220 млрд руб. инвестиций в логистику уже к 2030 году будет приходиться на нейротехнологии и искусственный интеллект, это увеличит производительность труда в отрасли в среднем на 20%.
– Искусственный интеллект в транспортной отрасли – замена водителю и диспетчеру?
– И не только. Искусственный интеллект способен не только транспортировать грузы, но и идентифицировать его на складах, а также принимать, сортировать и маркировать продукцию. В этом году Сбербанк благодаря искусственному интеллекту автоматизировал складскую логистику: продукцию со стеллажного хранилища собирают роботы-шаттлы и везут ее к роботу-манипулятору, оснащенному системой точечного захвата, который и передает ее на отправку. Искусственный интеллект исключает ошибки и снижает операционные расходы на зарплату сотрудникам.
– В будущем согласно стратегии цифровой трансформации логистики грузы и транспорт свяжут невидимой связью, которая защитит грузовладельца от кражи и позволит контролировать доставку?
– Технология не только отслеживает передвижение груза, но и создает цифровые двойники логистических цепочек. Так, есть возможность корректировать маршруты и менять их в мире реальном.
Цифровые двойники уже используются в логистике: при переезде одного из терминалов крупной российской логистической компании использовали цифровой двойник. Он позволил рассчитать количественные и качественные показатели новой локации для хаба, оптимизировал технологические процессы под конкретную топологию. В итоге время обработки груза на складе сократилось вдвое, а максимальная пропускная способность хаба увеличилась на 25%. Так что переход в цифровой мир состоится раньше чем через восемь лет, еще до 2030 года.
Беседовала Алена Алешина