Проблема усугубляется перегрузкой главного международного аэропорта Хазрат Шахджалал (HSIA) в Дакке. При проектной пропускной способности в 300 тонн в сутки, терминал нередко обрабатывает до 1200 тонн, особенно в пиковые сезоны. Высокие сборы, устаревшая инфраструктура и нехватка современных логистических решений вынудили экспортеров обращаться к внешним маршрутам, включая перевалку в Индии и даже использование Мальдив в качестве альтернативного логистического хаба.
Для сравнения, стоимость наземного обслуживания в Дакке составляет $0,29 за кг, тогда как в Дели – всего $0,05, что в сочетании с более высокими ценами на авиационное топливо (на 30% дороже, чем в Индии) делает экспорт из Бангладеш менее конкурентоспособным.
В ответ на возникший кризис правительство страны предпринимает шаги по модернизации внутренней логистической инфраструктуры. Министр торговли Махбубур Рахман сообщил, что в HSIA снижаются тарифы и улучшаются условия обслуживания, а также ведется работа над расширением экспортных возможностей аэропортов Силхета и Читтагонга. С 27 апреля Силхет начнет принимать грузовые рейсы, а вскоре за ним должен последовать и порт Читтагонг.
Определенные надежды связываются с третьим терминалом HSIA, оснащенным современными средствами сканирования, контроля температуры и автоматизации обработки грузов. Его пропускная способность составит 5460 тонн в год, а площадь – 36 000 кв. м, что почти втрое превышает текущие возможности терминалов 1 и 2.
По словам представителей национального перевозчика Biman, с вводом нового терминала планируется удвоение возможностей по обработке грузов. Однако остаются вопросы по уровню эксплуатационных расходов, часть из которых, включая сборы за посадку, парковку и пролет, формирует Управление гражданской авиации Бангладеш (CAAB), а не сами авиакомпании.
Инфраструктурные ограничения также продолжают сдерживать развитие: из-за прочностных ограничений взлетно-посадочной полосы в Дакке тяжелые грузовые самолеты не могут приземляться, что снижает потенциал международных логистических операций.