Парк танк-контейнеров в России оценивается в более чем 20 тыс. ед., при этом почти 50% парка находится в управлении у двух крупнейших операторов. Доля танк-контейнеров для химических грузов превалирует и составляет до 80% общего парка. Количество станций, имеющих разрешение для работы с танк-контейнерами, – около 350 при общем количестве грузовых станций в России более 12 тыс. При этом некоторые заводы полностью перешли на обслуживание танк-контейнерами, а недавно был запущен маршрутный поезд. Основные операторы и собственники танк-контейнеров в России – "Спецтрансгарант" (5,5 тыс. ед.), "Инфотек-Балтика М" (5,3 тыс. ед.), "Синтез Рейл" (1920 ед.) и "Химинвесттранс" (1,4 тыс. ед.).
В структуре перевозок в танк-контейнерах наибольшую долю занимают внутренние перевозки – 65%, далее идут экспортные – 26%, импортные – 7% и транзит – 2%. В структуре перевозимых товаров продукция химии и нефтехимии превалирует – на нее приходится 80% объема всех перевозок, а с учетом минеральных удобрений – до 85%.
Номенклатура перевозимых химических грузов разнообразна и включает более 300 позиций. На долю каустической соды и серной кислоты приходится 30%, также значительная доля у синтетических смол, стирола, акриловой кислоты, жидких азотных удобрений и олеума. В сегменте перевозок в газовых танк-контейнерах крупнейшие грузы – пропан-бутановая фракция и различные бутановые смеси, суммарная доля которых более 80%.
В целом контейнеризация химических грузов значительно превосходит контейнеризацию сжиженных газов. С 2015 году доля перевозок каустической соды, осуществляемая в танк-контейнерах, выросла в 10 раз, в контейнеризация в 2019-м превысила 50%. Схожая ситуация и с серной кислотой: ее контейнеризация также выросла с 6,6% в 2015-м до 12,3% в 2019-м и продолжает расти. Также зафиксирован активный рост объемов жидких удобрений, который в 2019-м составил 75%.
"Нужно понимать, что бизнес перевозок в танк-контейнерах – это не только сама перевозка, однако конкурентоспособность перевозок химических грузов в танк-контейнерах по сравнению с цистернами проявляется даже на коротком плече, а разница между закупочной ценой на химическую цистерну и платформу с контейнерами компенсируется за счет тарифа даже с учетом повышенного спроса на платформы и роста цен на подвижной состав. Потенциал эффективности перевозок в танк-контейнерах до конца не раскрыт, еще есть куда стремиться в плане сроков доставки, инфраструктуры и экспортно-импортных операций. Но уже сейчас можно заявить, что будущее в перевозках химических грузов за танк-контейнерами», – высказал свое мнение К. Никода.