По железной дороге сегодня экспорт уходит на рынки Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако эксперт отмечает, что каждый из этих рынков имеет определенные проблемы с точки зрения принятия дополнительных объемов. Так, Китай активно развивает собственную нефтепереработку, в состав которой будут входить упомянутые нами установки. Кроме того, в Китае ужесточаются экологические требования по использованию нефтяного кокса, что также будет оказывать давление на импорт. Средняя Азия – известный для российских компаний рынок, но совсем небольшой, к тому же на нем есть местные производители. Восточная Европа (прежде всего, Польша) в настоящее время реализует целый ряд конкурирующих проектов, которые не дадут российским поставщикам продолжить свою экспансию на эти рынки.
В сложившейся ситуации российским нефтепеработчикам придется искать выходы в морские порты, считает эксперт. В данный момент более 80% экспорта отгружается через Балтику, оставшиеся объемы – через Азово-Черноморский бассейн (порты Новороссийск и Ростов-на-Дону). «Большое внимание следует уделять тем направлениям, на которых ожидается прирост импорта. Здесь стоит упомянуть Индию, где прирост ожидается на уровне 4,5 млн т в год к 2021 году по сравнению с 2019 годом. Также значительный прирост ожидается в Турции (+0,8). Перспективными рынками могут стать Греция (+0,3), Египет (+0,3) и Марокко (+0,1). Эта география говорит о том, что важность отправок нефтяного кокса через Азово-Черноморский бассейн сильно возрастет в ближайшее время», – подводит итог В. Котломин. По его словам, перспективы наращивания объемов есть именно по этому направлению.