«По итогам рассмотрения обращения Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) антимонопольная служба сделала вывод о наличии тарифной диспропорции при перевозке стального проката в рулонах с использованием контейнеров-платформ по сравнению с перевозкой в универсальных вагонах. Ведомство подготовило приказ, направленный на ее устранение», – сообщили в ФАС.
В пресс-службе ведомства пояснили, что ранее тарифы при перевозке в вагоне-платформе и с использованием аналогичного подвижного состава, сертифицированного в Польше как контейнер-платформа, различались в 2,8 раза, что привело к резкому росту перевозок в контейнерах-платформах.
«Принятое ФАС России решение обеспечивает выравнивание тарифов на перевозки стали в рулонах в контейнерах-платформах до уровня тарифов на перевозки в универсальных платформах. Кроме того, оно позволит собственникам вагонов на долгосрочный период планировать стратегию развития компаний и осуществлять своевременное обновление и покупку подвижного состава», – резюмировали в ФАС.
В свою очередь, в СОЖТ пояснили ТАСС, что в прошлом году компании союза обратили внимание на увеличение объемов использования для перевозки рулонной стали контейнеров-платформ польского производства. По данным союза, такие перевозки оказались кратно дешевле аналогичных перевозок в вагонах. «Так как указанные контейнеры технически и по способам применения в целом не отличаются от универсального подвижного состава с многооборотным специальным оборудованием, союз в июне 2021 года направил письмо в ФАС России с целью обратить внимание ведомства на факт того, что происходит различная тарификация технологически одинаковых перевозок, что может создать неравные условия для участников грузовых железнодорожных перевозок», – отметили в СОЖТ.
Влияние на конкуренцию
После реализации инициативы ФАС по устранению тарифной диспропорции при перевозке стального проката операторы контейнеров-платформ и операторы универсальных вагонов смогут конкурировать между собой за оказание услуг производителям стали, считает руководитель практики антимонопольного права юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова. «В соответствии с применяемым ФАС России порядком оценки состояния конкуренции разница в цене является основанием для отнесения одинаковых с точки зрения применения и потребительских свойств родов подвижного состава к разным товарным рынкам. Поэтому в настоящее время контейнеры-платформы и универсальные вагоны для производителей стали из-за разницы в цене взаимозаменяемыми не являются», – пояснила Е. Кузнецова.
Приказ ФАС России о внесении изменений в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» уравнивает тарифы на перевозку стального проката в рулонах в контейнерах-платформах с тарифами на перевозку на универсальных платформах и в полувагонах. Ранее члены ассоциации производителей черной металлургии «Русская сталь» просили власти инициировать доработку соответствующего документа. В письме, отправленном «Русской сталью» в ФАС и Минпромторг России (текст есть в распоряжении ТАСС), ассоциация утверждала, что предлагаемые изменения расчета тарифа приведут к росту транспортных издержек производителей металлопродукции более чем на 3 млрд руб. в год, что скажется на увеличении цен для конечных потребителей.