В отношении морских линий В. Дорохов ставит под вопрос практически все ранее выделяемые преимущества, поскольку текущий год показал их волатильность. «Сравнивая ситуацию год назад и сейчас, можно увидеть, что цена перевозки морем выросла более чем в 3 раза. И цены растут как на дрожжах практически каждый день. В октябре индекс ERAI почти сравнялся с индексом Drewry по перевозкам из Китая в Европу – такого не было никогда, притом что морские перевозки занимают почти в 3 раза больше времени, чем наземные. Проблемы есть и в стабильности отправки – к сожалению, сейчас не так просто найти свободный контейнер», – пояснил В. Дорохов. Однако в отношении межконтинентальных перевозок спорить с морскими линиями, конечно, бесполезно.
Повагонные отправки также можно рассматривать в качестве конкурентных к контейнерным. Возможности доставки на любую станцию, переизбыток полувагонов и развитие сегмента крытых вагонов большой вместимости в данном случае играют на руку этому типу перевозки. Однако в числе минусов повагонной отправки – сложности трансграничных и мультимодальных перевозок, невозможность бесшовной логистики и отсутствие практики организации ускоренных поездов.
Таким образом, подчеркивает В. Дорохов, самый серьезный конкурент контейнерам – это автомобильные перевозчики. «Несмотря на то, что ОАО «РЖД» хочет как-то конкурировать с автомобилями, железной дороге самой без них не обойтись. Даже доставить груз на склад при отсутствии подъездных путей без авто просто невозможно», – поясняет эксперт. Отдельно стоит отметить простоту оформления документации для автоперевозок. И хотя экспедиторы помогают железной дороге нивелировать сложности оформления перевозки, они все же есть.
В пользу автомобилей говорит и возможность доставлять грузы по схеме от двери до двери без смены перевозчика. «Что касается скорости, на участках 1,5–2 тыс. км авто гораздо быстрее железной дороги. Если брать дальние доставки, то здесь надежнее все-таки железная дорога. Среди минусов авто также можно выделить ограничение нагрузки на ось, карантинные ограничения для водителей и невысокую в среднем по рынку безопасность доставки», – подводит итог В. Дорохов.