«В 2024 году была предпринята первая попытка сформировать план северного завоза на текущий год. Считаю, что совместными усилиями мы с этой задачей справились. По текущим данным, план северного завоза на 2024 год составил 3,4 млн тонн, при этом завезли уже порядка 99% грузов. Полностью выполнили завоз в Республике Саха (Якутия), на Чукотке, в Красноярском крае, в Ненецком автономном округе, на Сахалине и Республике Коми. Оставшиеся регионы находятся на финишной прямой», - рассказала директор департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития РФ Мария Перова.
Она отметила, что процесс планирования завоза был непростым, поскольку в настоящее время эта система в каждом регионе выстроена по-разному.
«Первоочередная задача была сформировать понимание централизованного планирования. В некоторых регионах планирование уже функционирует, для других - это был новый опыт. Каждый регион имеет свои особенности, уникальные обстоятельства логистики и другие обстоятельства. Поэтому нельзя взять один успешный опыт и транслировать его, просто скопировать и перенести в другой регион. Якутия является лидером по организации северного завоза. У региона больший объём завоза, большой опыт и выстроенная система планирования, но их опыт нельзя транслировать, просто скопировав», - рассказал руководитель проектов АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» Константин Минаев.
По его словам, успешный опыт по созданию централизованной системы планирования в этом году продемонстрировала Сахалинская область. Регион совместно с федеральным координатором сформировал план северного завоза на 2024-2026 годы, а сейчас завершает процедуру формирования плана на 2025-2027 годы.
«В августе там создали отдел планирования и в кратчайшие сроки пересмотрели свои подходы, учли те ошибки, которые были раньше. Их подход к формированию плана на 2025-2027 год значительно изменился», - отметил Константин Минаев.
Отдельно Константин Минаев подчеркнул важность мониторинга планирования северного завоза, отметив, что до настоящего момента такой отчётности во многих регионах не было.
«Мониторинг - это индикатор того, как функционирует система планирования, как выстроена система коммуникации в регионе. На первых этапах были сложности даже с получением информации в ежемесячном отчёте. Сейчас мы подходим уже с хорошо функционирующей системой мониторинга в регионах, и информация собирается еженедельно. В некоторых регионах информация собирается непрерывно и в оперативном режиме», - добавил эксперт.
Он поблагодарил представителей регионов за совместную работу, отметив, что благодаря общим усилиями во многих субъектов уже сформировалось чёткое понимание централизованного планирования северного завоза, а в некоторых из них такая система уже успешно функционирует.
Напомним, что, согласно федеральному закону о северном завозе, до декабря 2024 года должен быть подготовлен единый план северного завоза в отдалённые районы на ближайшие три года.
Завтра, 4 декабря, состоится пленарная сессия «Северный завоз: первые итоги и направления развития». В ней запланировано участие представителей Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, губернаторов регионов Дальнего Востока и Арктики, руководителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Прямые трансляции и записи мероприятия доступны на официальном сайте Стратегической сессии sevzavoz.arctic-russia.ru.
Организатором мероприятия выступает Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Генеральные партнеры – ПАО «Норильский никель» и ГК «Росатом». Оператор – АНО «ИАЦ ГКА». Информационные партнёры – информационно-аналитическая газета «Транспорт России», медиахолдинг «РГ-медиа», журнал «РЖД-Партнер», медиа-группа «ПортНьюс», информационно-аналитическое агентство «SeaNews», информационно-аналитическое агентство «EastRussia», информационно-издательская компания «Морской Петербург», портал «GoArctic».