«К 2030 г. непокрытая потребность в специализированных мощностях для перевалки удобрений на Балтике может находиться в диапазоне 6–22 млн тонн», — говорится в исследовании.
На сегодняшний день основной объём экспорта удобрений (84% в 2024 году) осуществляется через порты Балтийского бассейна, где мощности оцениваются в 47 млн тонн в год. Остальные объёмы перераспределяются через Азово-Черноморский (7 млн тонн) и Арктический (4 млн тонн) бассейны. Несмотря на то что в ближайшие годы прогнозируется рост совокупных мощностей портов Западной России примерно на 30 млн тонн в год, Балтика остаётся уязвимым звеном.
Эксперты отмечают, что прекращение транзита через Прибалтику вынуждает российских и белорусских производителей использовать контейнерную логистику — как внутри страны, так и через балтийские контейнерные терминалы, что существенно снижает эффективность цепочки поставок.
Параллельно прогнозируется рост производственных мощностей самих предприятий — к 2030 году выпуск удобрений в РФ может вырасти на 28% (почти на 18 млн тонн), до 77 млн тонн в год, а в случае реализации всех заявленных проектов — до 86 млн тонн. Производство азотных удобрений может вырасти на 30%, калийных — на 50%.
«Это приведёт к дальнейшей консолидации отрасли: возрастёт доля четырёх крупнейших компаний, но при этом в калийном сегменте ожидается снижение концентрации за счёт выхода на рынок новых игроков, таких как “Акрон”», — указывается в документе.
Как сообщалось ранее Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), экспорт минудобрений из России к 2030 году может вырасти почти на 40% по сравнению с уровнем 2024 года и в 1,5 раза относительно 2023 года — до 58 млн тонн.
Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД, будут рассматриваться на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», который состоится 28 мая 2025 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В рамках форума пройдет две дискуссии. Первая будет посвящена тому, как восстановить погрузку на сети РЖД и привлечь дополнительные объемы грузов. На второй дискуссии будут рассматриваться вопросы, как лучше выстроить работу в условиях различных ограничений, введенных сейчас на сети.
Регистрация участников: по тел. +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.