Ранее на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане эту идею озвучил президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с эмиром Государства Катар Тамимом Бен Хамадом Аль Тани (стенограмма встречи опубликована на сайте Кремля).
«Продолжается инвестиционное сотрудничество с обеих сторон. Наши центральные банки работают. Ведется диалог по возможному подключению Катара к транспортному коридору Север ‒ Юг», – отметил Владимир Путин.
Тамин Бен Хамад Аль Тани сказал, что инвестиции Катара в российскую экономику достигают около $13 млрд США и государство «намерено эту цифру увеличивать».
Отметим, что международный транспортный коридор Север – Юг – мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который связывает Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии.
Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал.
Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная – железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная – через Казахстан и Туркменистан.
Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК Север – Юг возрастут почти в два раза: с текущих 17 до 32 млн тонн.