«По итогам 2023 года объем перевезенных грузов ж/д транспортом по коридору Север – Юг составил 2,1 млн тонн, что на 4% больше предыдущего года. К 2027 году транспортный потенциал коридора будет увеличен с 6 до 10 млн тонн в год», – сообщил М. Калиакпаров.
Отмечается, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) – серьезная альтернатива маршрутам в направлении Восток – Запад. Его пропускная способность – 6 млн тонн, за 2023 год объем перевозок составил 2,76 млн тонн грузов, что на 65% выше 2022-го. По итогам января 2024 года перевозки достигли 274,2 тыс. тонн, увеличившись на 147% по сравнению с показателем прошлого года.
«На ТМТМ проводится масштабная работа по улучшению инфраструктуры и терминальных мощностей, расширению портов, увеличению подвижного состава, снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для перевозчиков. Все это позволит к 2027 году увеличить пропускную способность международного транспортного маршрута до 10 млн тонн грузов в год. Самые крупные работы – строительство вторых путей ж/д участка Достык – Мойынты и обводной ж/д линии «Алматы», контейнерного хаба в морском порту Актау, многофункционального терминала «Саржа» в порту Курык, а также дноуглубление обоих портов», – говорится в сообщении.
Напомним, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, Средний коридор) связывает Китай и страны Центральной Азии с Европой через Каспий, страны Южного Кавказа и Турцию. Ранее сообщалось, что пропускную способность ТМТМ протяженностью около 11 тыс. км планируется увеличить с 6 до 10 млн тонн грузов к 2025 году.
Международный транспортный коридор Север – Юг – мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная – через Казахстан и Туркменистан.