На границе Казахстана действуют два железнодорожных погранперехода с Китаем – станции Алтынколь и Достык. На станции Алтынколь расположены три перегрузочных терминала, в числе которых частный контейнерный терминал «Eurotransit-KTC», оборудованный двумя современными кранами австрийской марки «KUNZ», на терминал заведены 3 ж.д. пути узкой и 3 ж.д. пути широкой колеи с полезной длиной 850м.п., позволяющей принимать полные контейнерные поезда. Также имеются складские мощности и все необходимое оборудование для обработки грузов. Пропускная способность терминала 250 тысяч ДФЭ/TEU в год. Производственные мощности терминала позволяют осуществлять перегруз продукции всех типов, включая специальную и строительную технику, оборудование, металлопрокат, генеральные грузы.
Современный частный контейнерный терминал на ст. Алтынколь (Китай-Казахстан) ТОО «Eurotransit-KTC» обрабатывает грузы, следующие из Китая в Европу, страны Центральной Азии и Таможенного союза. Доля китайских автомобилей на российском авторынке на протяжении последних пяти месяцев увеличивается. Если в январе – марте количество «китайцев» находилась на уровне 9,5% от рынка, то в августе число автомобилей из Поднебесной достигло рекордной отметки в 25,9%. Более 90% продаж китайских автомобилей в августе пришлось на такие бренды, как Jac, Роеr, Haval, Chery, Geely.
Ранее благодаря льготным условиям растаможки эти автомобили в Россию доставляли в основном из Европы через Беларусь, однако после введения западных санкций Казахстан стал альтернативой европейским таможням. Как рассказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член Экспертного совета "Центра стратегической конъюнктуры" Александр Собянин, Казахстан и Китай являются надежными партнерами, которые заинтересованы в росте грузопотока с Россией. И крупные поставки автомобилей через станцию Алтынколь – только звено большой цепи, хотя и очень важное звено.
Поставки грузов из Казахстана в Россию, по мнению эксперта, увеличатся в обозримой перспективе кратно. И это не просто прогноз, а есть еще и факты. С января по август 2022 года в Россию по данному маршруту уже поставлено более 6,5 тысячи автомобилей, что в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Выгодное географическое положение Казахстана как транзитного хаба между Европой и Азией стимулируют развитие складской логистики, необходимой для переработки растущего объема грузов.
За 8 месяцев 2022 года на терминале «Eurotransit-KTC» обработано более 100 тысяч ДФЭ. Этот пункт является важным звеном цепочки поставок грузов из Китая в Европу, страны Центральной Азии и Таможенного союза. Рост потока автомобилей через терминал не случаен: стоимость китайских Jac и Poer в той же комплектации значительно ниже аналогов, а благодаря оперативной работе терминала сокращается время доставки.
На сегодня этот маршрут является одним из наиболее выгодных решений для россиян, которые хотят ездить за рулем. Но и в дальнейшем, как сказал А. Собянин, эта артерия не утратит значения. Интеграция российского автопрома с китайским очевидна. Значительное количество автозапчастей из Китая будет доставляться для автомобилей российского производства, таких как «Лада», возрожденный «Москвич» и ГАЗ.