ЕС на этой неделе намерен утвердить секторальные санкции для Беларуси, реагируя на майскую принудительную посадку пассажирского самолета Ryanair в Минске. Объем пакета этих санкций охватил бы семь секторов, среди них – торговля белорусскими калийными удобрениями с ЕС. Глава ассоциации утверждает, что воздействие утраты грузов калийных удобрений ощутит не только по большей части торгующий ими терминал Biriu kroviniu terminalas (BKT), но и прочие компании – около 1 млн т удобрений в контейнерах грузятся не BKT, кроме того, среди компаний порта обострится конкуренция за оставшиеся грузы.
Экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене также заявила BNS, что быстро заменить белорусские грузы будет невозможно. Она акцентировала, что как Клайпейдский порт, так и находящаяся в госуправлении железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai, довозящая грузы до порта, очень зависимы от Беларуси, а устоявшийся поток грузов был своеобразной зоной комфорта, которую не хотели трогать даже в 2014 году, когда начался конфликт между Украиной и Россией. «Тогда (в 2014 г.) частный бизнес понял, что восточные рынки хоть и являются прибыльными, но риск на них неадекватен прибыли, а зависимость частного сектора значительно снизилась», – сказала экономист. Альтернативы – Турция или Украина? Руководитель Клайпедского порта Альгис Латакас ранее в этом году упоминал возможность присмотреться к турецким и украинским рынкам в случае потери белорусских грузов Для этого, по его словам, железнодорожной компании нужно будет проехать через Украину и Беларусь. О турецком рынке в качестве цели говорили и представители Lietuvos gelezinkeliai. Железнодорожная компания заявляла, что поток грузов из Турции в Скандинавию значительный, однако сейчас он идет в обход Европейского континента
Однако И. Гените-Пикчене отметила, что в нынешнем контексте возникает множество вопросов о том, как грузы доставлялись бы из Турции и Украины. «Очень будет зависеть от санкций, их объема и транзита, как это будет отделено от белорусских товаров», – сказала BNS экономист INVL Asset Management. Скептически возможность компенсировать утрату белорусских грузов турецкими или украинскими оценивает и В. Шилейка. «С этих направлений мы не можем ожидать очень больших потоков, которые бы полностью компенсировали потери. Должно пройти определенное время, пока мы вернемся к определенным потокам с определенными странами, найдем новых клиентов», – отметил глава ассоциации. В свою очередь, И. Гените-Пикчене подчеркнула, что в будущем возможностью для Литвы может стать железнодорожная ветка Rail Baltica, однако для этого следует подготовиться к тому, чтобы грузы в Каунасе слаженно перегружались с колеи европейского стандарта на более широкую российскую и тогда доставлялись в Клайпеду.