В. Филатов отмечает, что в связи со значительным ростом объемов маркетплейсы вводят новые модели работы. И даже те, кто ранее доставлял лишь собственными силами, теперь готовы передать это селлеру. Например, Wildberries с декабря прошлого года начал работать по схеме FBS – Fulfillment by Seller. Другими словами, складская логистика является задачей продавца, а маркетплейс обеспечивает «последнюю милю».
«Другой пример – в марте 2021 года Ozon начал работать по модели интернет-витрины, предложив поставщикам самостоятельно доставлять заказы, воспользовавшись услугами пула партнеров маркетплейса, среди которых и ПЭК. Теперь мы работаем напрямую с продавцами, которые передают логистическим компаниям доставку, включая «последнюю милю», без участия маркетплейса», – говорит В. Филатов.
Еще одна инновация от «Яндекс.Маркета», который начал принимать товары на доставку партнеров-селлеров в своих пунктах выдачи. Доставить заказ можно в ПВЗ, далее маркетплейс подготовит отправление в рамках модели FBS. «Как эти изменения влияют на логистику? Во-первых, логистика e-commerce должна быть гибкой, быстро адаптирующейся к разным моделям работы. Здесь важны комплексная экспертиза и партнерство. Во-вторых, растет спрос на фулфилмент и препакинг товаров – подготовку к отгрузке в маркетплейсы», – резюмирует спикер.
По подсчетам Data Insight, в 2020 году рост рынка фулфилмента в России составил 40% по сравнению с предыдущим годом. Но несмотря на все изменения главными требованиями являются своевременность и качество доставки.