«В II квартале мы столкнулись с массовым переходом на казахстанский рынок российских и белорусских компаний, которые в своих странах столкнулись с потерей европейских грузов и снижением цен. И, возможно, в том числе с этим можно связать всплеск перевозок на определенных направлениях, которые мы зафиксировали», – считает Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.
В импортных перевозках ситуация иная – в II квартале спрос на доставку грузов в Казахстан из других стран остался примерно на том же уровне, что и год назад. При этом наблюдается положительная динамика. Если по итогам апреля еще было зафиксировано заметное снижение (-21%), то уже в мае ситуация выправилась (+7%), а в июне заметно улучшилась (+21%). В этом периоде также было зафиксировано небольшое снижение спроса на российском (-5%) и белорусском (-12%) направлениях. Однако оно компенсируется ростом поставок в Казахстан из других стран, в том числе из Китая.
Что касается перевозок внутри страны, там ситуация стабильная. Данные биржи показывают небольшое улучшение спроса, которое сказывается и на ценах, хотя пока и не так значительно. Так, ставки на перевозки из Казахстана в II квартале выросли в годовом выражении на 27%. В обратном направлении динамика скромнее – рост составил 11%, что примерно соответствует уровню инфляции.
«За последние три месяца в целом изменился логистический рынок Казахстана, так как появилась необходимость приспосабливаться к новым внешним и внутренним факторам. Немало изменений произошло и в сегменте автомобильных грузоперевозок – мы столкнулись с приходом новых игроков, падением ставок на перевозки, проработкой новых маршрутов. Но, как показывают цифры, к середине июня рынок в определенной степени адаптировался к новым правилам игры и появилось некоторое равновесие, которое положительно сказалось на ставках», – отметила Р. Зобова.