Пока проект постановления правительства «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров отдельными видами юридических лиц» проходит общественное обсуждение. Документом предлагается ввести полный запрет на закупку определенного перечня товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По принципу «второй лишний», если на торги заявляется хотя бы один поставщик товара, который производится в России или странах ЕАЭС по полному циклу, то остальные заявки отклоняются автоматически. Это, якобы, должно мотивировать производителей углублять локализацию в России вместо использования зарубежного сырья.
Уже известно, что законопроект рассматривается к применению в части жизненно необходимых и важнейших препаратов (перечень ЖНВЛП) и перечня стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), и в случае утверждения постановление вступит в силу с 1 января 2025 года.
О прочих видах товаров, в отношении которых может быть применена аналогичная мера, не сообщается, но о тенденции регулирования закупок импортных товаров на прошедшем недавно семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном РЖД-Партнером, говорил директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Шпади. Так, он отметил бесполезность борьбы с импортными комплектующими: на рынке заметна тенденция к регулированию поставок импортных комплектующих для вагонов. По словам Д. Шпади, рынок сам способен справиться с этой задачей и выбрать в первую очередь надежных, безотказных отечественных поставщиков, работающих по соответствующим ценам, а при отсутствии таковых – искать импортные комплектующие в дружественных странах.
---