Такое мнение высказал на конференции «Логистика: цифровая адаптация к новой реальности» генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.
Он отметил, что согласно консенсусной оценке в 2022 году потери России в импорте составили $90–95 млрд. Безусловно, на это повлияло сворачивание торговых связей с западными странами (к сведению, в 2021 г. РФ импортировала товаров из ЕС на $94 млрд, США – $16 млрд, Япония – $16,5 млрд, тогда как, к примеру, из Турции – на $6,5 млрд, Индии – $4,04 млрд).
На фоне разрыва отношений с Западом у России вырос товарооборот с Китаем. Напомним, по итогам 2022 года он достиг рекордного уровня в $190,271 млрд, что на $43 млрд больше, чем в 2021-м. Однако в первую очередь рост обеспечил российский экспорт. Россия поставила продукцию в КНР на $114,149 млрд (+43,4% к 2021 г.). Причем порядка 90% поставок пришлось на минерально-сырьевые ресурсы.
Экспорт же из Китая в РФ составил $76,122 млрд, превысив предыдущий показатель на $8,5 млрд, или на 12,6%.
Если говорить об Индии, то поставки оттуда упали на $1,5 млрд. «Индийцы не спешат поставлять товары на российский рынок по одной простой причине: у них прозападная политика. Нашу нефть они покупают с дисконтом, смешивают и продают с добавочной стоимостью. За счет этого растет торговый баланс, но импорта они нам [активно] не поставляют. За год не появилось индийских магазинов с местными продуктами, индийская текстильная промышленность не заменила европейских импортных товаров», – пояснил Г. Властопуло.
С Турцией увеличивается импорт, но за счет транзита европейских грузов. Как известно, эта страна после 24 февраля служит своеобразным хабом в обходных схемах поставок товаров из Европы в Россию.
Безусловно, импортные грузы – оборудование, запчасти, широкий ассортимент другой продукции – нужны российской экономике и населению. В то же время замещаться выпадающие объемы импорта будут не так быстро, полагает гендиректор компании. Как прогнозируется, для этого понадобится не менее 5 лет.
Стоит сказать, что в обслуживании импортного трафика занято много российских компаний. Как отметил Г. Властопуло, у большинства из топ-50 логистических операторов примерно 80–90%, а то и 100% клиентских заказов связано с импортом.